Мораль и этика стабфонда


Философ-этик Хенрик Сюзе возглавил специальную комиссию Центробанка Норвегии, отвечающую за этику в использовании средств нефтяного фонда. В 2004 г. правительство приняло правила, которые запрещают вкладывать деньги фонда в компании, которые могут преследовать “неэтичные” и “аморальные” цели. Определять, чей бизнес этичен, а чей – нет, и доверили Сюзе. По поручению норвежского Минфина фонд уже избавился от акций некоторых “аморальных” компаний, в том числе крупнейшего в мире производителя оружия – американской Lockheed Martin.

Свою работу в Центробанке Норвегии Хенрик Сюзе считает инструментом, с помощью которого страна может избавить граждан от экономических потрясений. “Пример Enron и WorldCom показал, что происходит с компаниями, которые игнорируют этические вопросы. И, пытаясь убедить руководителей компаний, с которыми мы работаем, вести себя нравственно, мы гарантируем, что в будущем эти компании не рухнут и не утянут за собой тех, кто вкладывал в них деньги и зависел от них”, – заявил “Ведомостям” Сюзе. Как философ, Сюзе уверен, что государство не имеет права расходовать сразу все свалившиеся на него деньги. “Мы не имеем морального права расходовать доходы от природных ископаемых лишь потому, что именно мы их добыли. Мы должны думать о будущих поколениях”, – говорит Сюзе.

Философ полагает, что и Россия может последовать примеру Норвегии и привлечь на помощь философов-этиков. Сам Сюзе советует российским властям “не класть яйца в одну корзину”. По его мнению, инвестиции в иностранные компании и ценные бумаги могут быть морально приемлемыми, так как полученную прибыль можно использовать на социальные нужды внутри страны.

Идея норвежского правительства вызвала восторг у российского философа Александра Дугина. “Я думаю, Норвегия будет процветать. Если, конечно, тамошние чиновники не обманут философа”, – полагает Дугин. Проблема российского общества в том, что главная мотивация и граждан и чиновников – это стяжательство, уверен Дугин. “Философам же чуждо стяжательство, они способны мыслить идеальными категориями добра, справедливости, правды, страны, будущего”, – говорит Дугин. (Жизнь Сюзе полностью подтверждает этот тезис: на работу философ ездит на трамвае, а про чиновников других нефтяных держав с их “длинными лимузинами и роскошными костюмами” говорит, что это “не наш метод”.) Но с применением норвежского опыта в российских условиях, по мнению Дугина, возникнет проблема. “В России не осталось философов. Я последний”, – говорит мыслитель.

Завкафедрой этики философского факультета МГУ Абдусалам Гусейнов убежден, что в идеале средства стабфонда должны расходоваться исходя из критериев справедливости, а не прибыли или удвоения ВВП, но у этого подхода в сегодняшней России нет перспектив. “Это нереализуемая фантазия”, – заключает Гусейнов. А руководитель департамента Минфина Михаил Моторин считает, что профессиональная помощь философов чиновникам не нужна. “Правила расходования средств инвестфонда зафиксированы в Бюджетном кодексе”, – говорит Моторин.