ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Депинчукизация

На интервью Виктора Пинчука “Ее главное оружие – популизм” (№ 172 от 15.09.2005, стр. А1–А6)

В интервью вашей газете украинский бизнесмен, глава группы “Интерпайп” Виктор Пинчук сообщил, что якобы в 2004 г., во время оранжевой революции, я “выделил” $15 млн одному из лидеров революции – Юлии Тимошенко.

Насколько Виктор Пинчук сам верит в то, что говорит, выяснилось очень скоро – уже 20 ноября, в суде, куда я вынужден был обратиться для защиты своей личной и деловой репутации. Адвокаты главы “Интерпайпа” заявили, что их клиент ни про какие $15 млн, оказывается, не сообщал. Фактически, г-н Пинчук обвинил “Ведомости” в том, что газета сама придумала этот скандальный пассаж и вложила в его уста.

Что ж, моральная сторона подобных действий моего оппонента более чем очевидна. Бог ему судья. Я просто хотел бы высказать свое мнение о мотивах таких поступков одного из богатейших людей Украины, равно как и об объективном месте Пинчука в предреволюционной и постреволюционной истории страны. Будучи гражданином России, я тесно связан с Украиной семейными узами, а также деловыми интересами, что заставляет меня активно интересоваться политической и общественной жизнью Украины, основными тенденциями развития страны.

Я считаю, что история с выдуманными $15 млн, как и вся публичная активность Виктора Пинчука, направлена на достижение его главной цели – дискредитации новой украинской политической элиты. И в первую очередь самого эффективного борца с олигархией кучмистского периода – Юлии Тимошенко.

Кабинет Тимошенко еще весной 2005 г. поставил вопрос о рассмотрении законности целого ряда сомнительных приватизационных сделок, в рамках которых государственная собственность уходила в частные руки за бесценок.

Объектами внимания правительства оказались, среди прочих предприятий, Никопольский завод ферросплавов, а также страховая компания “Оранта”, оказавшиеся под контролем Пинчука. Именно правительство Тимошенко было инициатором пересмотра скандальной приватизации ОАО “Криворожсталь” – ведущего металлургического предприятия Украины. Как известно, в июне 2004 г. этот комбинат был продан всего за $800 млн консорциуму с участием группы “Интерпайп” Виктора Пинчука. А в октябре 2005 г. тот же пакет акций “Криворожстали” был куплен независимым частным инвестором уже за $4,8 млрд. Нетрудно посчитать, что структуры Пинчука получили акции металлургического гиганта всего за 16% (!!!) их справедливой цены.

Действия нового украинского правительства шли вразрез с интересами главы “Интерпайпа”, защищающего более чем сомнительные результаты приватизации 2000–2004 гг. И я расцениваю интервью бизнесмена “Ведомостям” как элемент его борьбы против президента Виктора Ющенко, а также Юлии Тимошенко, что было заметно по поведению представителей г-на Пинчука в суде.

Впрочем, всему бывшему СССР Виктор Пинчук известен не только и не столько как предприниматель (вопрос, является ли его деятельность бизнесом, заслуживает отдельной дискуссии), а как зять экс-президента Украины Леонида Кучмы. И можно утверждать, что Пинчук явился поистине злым гением для своего тестя и бывшей украинской власти в целом. В 1999-м, когда Пинчук вошел в семью президента Украины, Леонид Кучма был уважаемым всеми государственным деятелем, объединившим вокруг себя всю украинскую элиту и уверенно выигравшим президентские выборы. Пять лет спустя Кучма, к сожалению, воспринимался абсолютным большинством украинского народ – и воспринимается сегодня – уже как символ коррупции и непотизма. Его рейтинг, превышавший в конце 90-х гг. XX в. 50%, рухнул до 3–4%. В этом большая “заслуга” г-на Пинчука, который обогатился в период, когда Кучма управлял страной, и тем самым поставил своего тестя в более чем двусмысленное положение.

Как мы знаем из учебников истории, революционные ситуации зачастую возникают там, где правящая элита полностью забывает о своей ответственности перед страной и народом, о моральных стандартах и требованиях к власть имущим.

Я считаю, что Виктор Пинчук – символ именно такой части украинского правящего класса. Я уверен, что резкое моральное неприятие “пинчукизма” – системы, опирающейся на семейные и дружеские связи с носителями власти, – и вывело в ноябре 2004 г. сотни тысяч возмущенных людей на киевский майдан Незалежности.

Но и после революции зять Леонида Кучмы не оставляет надежд сохраниться в украинской политике. Уверен, что главное для него – создать хаос и свалить нынешнюю власть, которая отважилась проверить законность приватизации подконтрольных “Интерпайпу” предприятий.

“Пинчукизм” – это не биография одного человека с украинским паспортом. Это явление постсоветской жизни. Точно такие же люди, окопавшиеся вокруг семьи бывшего президента Киргизии Аскара Акаева коррумпированные “близкие родственники”, во многом спровоцировали и киргизскую “революцию тюльпанов”. И мне очень хотелось бы, чтобы “пинчукизм” как можно быстрее ушел в прошлое. “Депинчукизация” постсоветских демократий сделает их устойчивыми, принципиально повысит доверие народов к властям.

Дмитрий Босов, президент компании “Алтек”