S&P повысило рейтинг “Роснефти”


Неделю назад “Роснефть” опубликовала первый отчет после консолидации “Юганскнефтегаза”. А вчера Standard & Poor’s повысило кредитный рейтинг компании сразу на две ступени – с В- до В+ с “позитивным” прогнозом. Агентство объяснило это “успешным рефинансированием краткосрочного долга и позитивными тенденциями в показателях операционной и финансовой деятельности”.

В конце прошлого года “Роснефть” приобрела 77% “Юганскнефтегаза” за $9,4 млрд, что увеличило ее и без того немалую долговую нагрузку. Сама “Роснефть” оценивала обязательства примерно в $20 млрд. Ее балансовый долг на начало года – $13,7 млрд – превышал EBITDA в 8,8 раза. По словам аналитика “Ренессанс Капитала” Павла Мамая, это был крайне рискованный уровень. Набрав долгов, госкомпания нарушила условия, предусмотренные прежними кредитными соглашениями (на $1,66 млрд), и кредиторы получили право потребовать досрочного погашения долга. В результате “Роснефть” прочно закрепилась в группе риска, а S&Р снизило ее рейтинг до В-.

Чтобы исправить положение, “Роснефти” понадобилось полгода. За это время она немного снизила балансовый долг (до около $12 млрд) и договорилась с кредиторами о временном изменении условий кредитов. Также ей удалось рефинансировать краткосрочные долги за счет привлеченного в Китае пятилетнего кредита на $6 млрд под поставки нефти. А интеграция “Юганска” улучшила показатели операционной деятельности “Роснефти”, говорит аналитик S&P Татьяна Кордюкова. У компании один из самых высоких в отрасли показатель рентабельности по EBITDA (34,2% против 33,9% у “Сибнефти” и 18,5% у “Лукойла”).

По словам Кордюковой, “Роснефть” улучшила и коэффициенты покрытия долга. Долг с учетом арендных платежей ($13,9 млрд) превышает EBITDA вдвое (на начало года – в 8,2 раза). По данным “Роснефти”, улучшился и показатель отношения долга к капиталу – с 68% до 57%. Интеграция “Юганска” увеличила EBITDA “Роснефти” более чем в четыре раза, как и долги, и в итоге нагрузка на компанию выровнялась, хотя и остается выше среднеотраслевой, отмечает Мамай.

Тем не менее рейтинг “Роснефти” по шкале S&P остается ниже, чем у других российских нефтяных компаний – “Лукойла” (ВВ) и “Сибнефти” (ВВ-). Рейтинги “Роснефти” ограничены по-прежнему высоким уровнем долга, объясняет Кордюкова. Балансовый долг “Лукойла” на конец первого полугодия составил $3,5 млрд, или 40% EBITDA в годовом исчислении, “Сибнефти” – $1,5 млрд (30%). Другими факторами риска для госкомпании S&P называет возможность судебных разбирательств из-за покупки “Юганска”, амбициозную стратегию роста и рискованный подход к управлению долгом. Уровень рейтинга может ограничить и консолидация “дочек”, опасается S&P. Переход на единую акцию создает риск дополнительных судебных преследований или денежных требований со стороны миноритариев “дочек”.

Представители “Роснефти” отказались от комментариев. “Приятно, что S&P начало пересматривать свой взгляд на компанию в позитивную сторону, но наш рейтинг по шкале S&P по-прежнему на 3–5 пунктов ниже, чем у других агентств”, – сетует менеджер госкомпании. По шкале Moody’s рейтинг “Роснефти” Ваа2 на уровне суверенного, по шкале Fitch – BB+. В S&P не стали комментировать рейтинги коллег.