СТРАННЫЕ СБЛИЖЕНИЯ: На полпути к Индийскому океану


Мечта Жириновского наполовину осуществилась 90 лет назад. Русские солдаты пусть и не омыли сапоги в водах Индийского океана, однако прошли полпути от южных границ империи до берегов Персидского залива. Дело было в Иране.

Сегодня, когда Иран потенциально является едва ли не самой горячей точкой земного шара, а особая позиция России чуть ли не единственное препятствие к тому, чтобы иранское ядерное досье было передано в Совет Безопасности ООН, весьма любопытно вспомнить почти забытые страницы истории. В том числе историю русского военного присутствия в Иране.

Так вот, 90 лет назад, З декабря 1915 г., успешно завершилась операция русской армии, вошедшая в историю Первой мировой войны под названием Хамаданской. В то время Иран, находившийся в полуколониальной зависимости от России и Англии, был поделен между ними на сферы влияния. Русские и англичане имели в Иране огромные интересы, выгодные концессии, контролировали нефтедобычу, железные дороги, линии связи, банковскую сферу, рыбные промыслы. В Тегеране была многочисленная русская колония (до сих пор кое-где в Европе и Америке можно встретить потомков русских эмигрантов – выходцев из Ирана).

Однако к осени 1915 г. над всеми этими интересами нависла угроза: в Иране активизировалась германо-турецкая агентура.

Город Хамадан, расположенный на полпути от границы Азербайджана до района главных нефтяных приисков на юге страны, считался ее важнейшим опорным пунктом. Другим таким пунктом был Кум – город под Тегераном, который по сей день является центром иранского духовенства. Тогда его лидеры заигрывали с Германией, делая на нее ставку как на третью силу в борьбе против русских и англичан. В результате Иран был на грани гражданской войны, к власти в стране могла прийти прогерманская партия.

Восьмитысячный экспедиционный корпус генерала Баратова (впоследствии министра иностранных дел в правительстве Деникина, одного из лидеров белой эмиграции) отплыл из Баку и высадился в иранском порту Энзели на южном берегу Каспия. Оттуда двумя колоннами русские войска выступили в направлении Хамадана и Кума, овладели ими и разгромили германо-турецкие диверсионные отряды. Параллельно другой русский отряд, выдвинувшийся из Туркестана, действуя совместно с отрядом английских союзников, перекрыл пути проникновения германо-турецких групп через юго-восток Ирана к афганской границе.

Угроза – быть может, основательно преувеличенная – вступления Ирана и Афганистана в войну на стороне Германии была ликвидирована.

Повторение этой угрозы спустя четверть века привело к тому, что русским солдатам вновь пришлось воевать и проливать кровь на иранской земле.

Сегодня не многие помнят, что вскоре после начала Великой Отечественной войны СССР ввел свои войска в соседний Иран. Многие документы, касающиеся советской внешней политики того времени в отношении Ирана, до сих пор засекречены. Историки спорят, что было истинной причиной той крупномасштабной военной операции. Версия об очередной активизации немецкой агентуры с трудом выдерживает критику. Называют стремление Москвы обеспечить единственный сухопутный маршрут военных поставок союзников в СССР – но другие возражают, что острая необходимость этого была осознана только в 1942 г. после знаменитой истории с гибелью каравана PQ-17.

Наиболее убедительная версия – Москва не могла не принять предложение союзников о совместной операции в Иране, не могла не поддержать англичан, ведь к 1941 г. поставки нефти и нефтепродуктов в Великобританию с Ближнего Востока оказались под реальной угрозой.

Так или иначе, три полнокровные советские армии 25 августа 1941 г. (заметьте, в разгар тяжелейших оборонительных боев, когда каждый человек, каждый танк и самолет были на вес золота) вошли в Иран. Не встретив особого сопротивления, войска к середине сентября вышли на заданные рубежи, и в том числе вступили в Тегеран. Одновременно с юга в Иран вошли англичане.

Иранский правитель Реза-шах Пехлеви, считавшийся сторонником Германии, вынужден был отречься от престола. Весьма любопытно, кстати, что пришел шах к власти в 1921 г. в результате военного переворота, который сам и возглавил. Тогда он был всего лишь полковником по имени Реза-хан и командовал единственной по тем временам современной и боеспособной частью иранской армии – казачьей бригадой. Эта бригада была создана до революции русскими военными советниками по образу и подобию казачьих частей русской армии...

Оставались они там до мая 1946 г. Нежелание Сталина после окончания войны торопиться с выводом советских войск из Ирана и даже планы создания в регионе марионеточных правительств – на этот счет было секретное решение Политбюро ЦК ВКП(б) – были среди важнейших причин начала “холодной войны”. Но это уже другая история. Как и история о том, как в 1979 г., когда исламская революция свергла сына Реза-шаха, Мухаммеда Резу Пехлеви, СССР откровенно в пику американцам заигрывал с исламскими революционерами. Кончилось это тем, что с началом войны в Афганистане Москва получила в лице иранского клерикального режима мощнейшего союзника афганских муждахедов и заплатила за это сотнями и тысячами солдатских жизней. Но это, впрочем, было в другое время и в другой стране.