Страшная статья


Заместитель управляющего делами “ЮКОС-Москва” Алексей Курцин Лефортовским судом Москвы приговорен к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в 1 млн руб. Это на год больше, чем запрашивала прокуратура, выдвинувшая против него обвинение в хищении 342 млн руб. у ЮКОСа и легализации этих средств со всеми отягчающими: в составе организованной группы, действовавшей с преступным умыслом и по предварительному сговору. И значительно больше, чем получил сам экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, признанный виновным по шести статьям Уголовного кодекса.

Все дело в том, что Курцина осудили по относительно недавно (в августе 2001 г.) появившейся в УК статье 174 прим. По этой статье лицо, добывшее деньги или имущество преступным путем, а потом их легализовавшее, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, а при наличии отягчающих обстоятельств – от 10 до 15 лет.

Остальные восемь подсудимых получили от 2 до 13 лет.

По версии следствия, первый вице-президент ООО “ЮКОС-Москва” Михаил Трушин (он находится в розыске) и Алексей Курцин, которым были вверены денежные средства ЮКОСа, обеспечивали перечисление этих средств на счета подставных общественных организаций и фондов в разных регионах. Директора ООО “КТИ” Игорь Гончаров, ООО “Аллонж” Игорь Агафонов и ООО “Аквинт” Константин Воротников, а также братья Александр и Алексей Александровы, Дмитрий Шленский, Юрий Юминов и Сергей Балдыков занимались отмыванием денег.

Они регистрировали организации или вводили своих людей в руководство уже существующих, организовывали отправку от их имени в ЮКОС писем с просьбой оказать благотворительную помощь, обналичивали деньги по фиктивным договорам и возвращали их назад.

Особо показательным суд счел тот факт, что решение о перечислении денег в одну из организаций было запротоколировано в ЮКОСе еще до того, как она была зарегистрирована и обратилась за пожертвованием.

Суд отметил, что Курцин издавал распоряжения о передаче добровольных пожертвований и оформлял задним числом соответствующие решения общественного совета, т. е. “придавал законный вид незаконным операциям с деньгами”, и сделал вывод, что Курцин был включен в сплоченную группу, где существовала четкая иерархия и “предварительный сговор”. При этом бизнесмены, обналичивавшие средства ЮКОСа, не слишком скрывались: так, доставляя деньги из Тулы в Москву, они пользовались услугами местного управления инкассации – сотрудники этого управления позже оказались ценными свидетелями обвинения.

Судебных дел по статье 174 пока так мало, что припомнить прецеденты не в состоянии даже адвокаты. “Это новая норма, она практически не применялась”, – говорит адвокат Генри Резник. Тем не менее, по данным Верховного суда, число таких дел стремительно растет: если в 2002 г. по статье 174 прим. к суду привлекался только один человек, то в прошлом году таких было 42, а за первое полугодие нынешнего – уже 110. При этом, рассказали “Ведомостям”, прокуратура явно “увлеклась и возбуждает дела по мелочи”: например, отмыванием денег сочли покупку телевизора за счет краденых средств.

Тем не менее летом глава Федеральной службы финансового мониторинга Виктор Зубков, выступая в Санкт-Петербурге на семинаре по легализации преступных доходов, жестко критиковал правоохранительные органы за то, что там мало применяют статью 174. Он заявил, что соответствующие признаки можно обнаружить при расследовании практически любого экономического преступления. Как сообщили в пресс-службе Росфинмониторинга, за последние 10 месяцев было возбуждено около 800 дел по статье 174.