“Ависму” проверили на связь с “Менатепом”


“Ависма” акционировалась осенью 1994 г. 90% акций предприятия были распределены среди трудового коллектива и проданы на чековых аукционах, а оставшиеся 10% государство на инвестконкурсе продало ЗАО “Маяк”, подконтрольному группе “Менатеп”. Победитель взял на себя обязательство до конца 1996 г. инвестировать в развитие компании $36 млн. Но оно не было выполнено. Зато за эти годы “Менатеп” увеличил свою долю до 60% и сумел взять под контроль экспорт “Ависмы”. Экспортные поставки в те годы осуществляла ее компания TMC с острова Мэн, которая и была центром прибыли. РФФИ только в 1999 г. подал в суд, требуя вернуть акции “Ависмы”. Но было поздно. В 1997 г. контрольный пакет акций “Ависмы” Menatep продал австрийскому банку Kreditanstalt, который вскоре обменял с ВСМПО эти акции на 30% самой ВСМПО. Так ВСМПО стало основным акционером “Ависмы”, а в 1998 г. на оба предприятия пришли их нынешние собственники. В этом году “Ависма” вообще перестала существовать как отдельное юридическое лицо, объединившись с ВСМПО в “Корпорацию ВСМПО-Ависма”.

Теперь этой давней историей заинтересовалась и прокуратура. Как рассказал “Ведомостям” начальник правового управления “ВСМПО-Ависмы” Артем Кисличенко, на прошлой неделе в компанию пришло письмо за подписью следователя по особо важным делам Генпрокуратуры Михаила Туманова (ведет дело ЮКОСа) с просьбой оказать содействие следственным действиям на “Ависме”. В четверг и пятницу на “Ависме” проводились выемки документов. Следователи пытаются доказать, что “Менатеп” завладел акциями “Ависмы” мошенническим путем. “Их интересуют все данные за 1994–1998 гг.”, – отмечает Кисличенко. Также следователи попросили предоставить контракты на отгрузку клиентам и информацию о банковских счетах за 2002–2005 гг. “Они хотят проверить, не была ли связана “Ависма” в эти годы с трейдерами “Менатепа”, – говорит юрист.

Сотрудник управления информации Генпрокуратуры пояснил, что выемки документов проводились в рамках уголовного дела № 182041/03 о хищении акций “Апатита”. По его словам, Генпрокуратура решила изучить все покупки активов группой “Менатеп” в 90-е гг. и выемки документов могут не ограничиться “Ависмой”. “Так же это объяснили и нам”, – признает Кисличенко. Впрочем, во многих других компаниях, когда-либо имевших отношение к “Mенатепу”, следователи побывали еще в прошлом году. Как рассказал “Ведомостям” директор по маркетингу IT-компании “Сибинтек” Олег Романов (“Менатеп” продает компанию “Мотовилихинским заводам”), представители прокуратуры проводили проверку в офисе компании еще в августе 2004 г. “Компания прошла через это в прошлом году, и на ее деятельности эти проверки никак не сказались”, – соглашается топ-менеджер страховой компании “Прогресс-Гарант”, некогда принадлежавшей “Менатепу”. Но в УГМК (“Менатепу” принадлежали акции некоторых ее предприятий) следователи Генпрокуратуры не приходили, рассказал источник в компании.

Ничего не грозит и самой “Ависме” и ее собственникам, уверен управляющий партнер юрфирмы Timothy’s Евгений Тимофеев, так как новые собственники являются добросовестными приобретателями. “Это наряду с судами с “Реновой” лишь создает негативный фон вокруг “ВСМПО-Ависмы”, – соглашается и аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. “У нас нет оснований не верить представителям прокуратуры, которые говорят, что проверки проводятся в связи с делом ЮКОСа”, – лишь заметил Брешт.