Бесплатные 30 секунд


Таксофонный бизнес Московской городской телефонной сети (МГТС) год от года становится все менее прибыльным. Если в 2003 г. звонки из телефонов-автоматов принесли компании доход в 221,5 млн руб., то в 2004 г. – всего 152 млн руб. На протяжении последних лет МГТС старается усовершенствовать таксофонные аппараты: с некоторых из них теперь можно звонить при помощи банковских карт, выходить в Интернет и посылать SMS на мобильные телефоны. А вчера МГТС и компания “Зебра Телеком” запустили совместный проект “Рекламный звонок”, в рамках которого с таксофонов МГТС можно звонить бесплатно на любой московский номер. Единственное условие – совершить такой звонок можно, лишь предварительно прослушав короткое рекламное сообщение.

“Подобная услуга распространена за границей, но в России до сих пор ее не было”, – рассказывает директор по маркетингу “Зебры” Константин Кутенков. Со временем, по его словам, реклама в таксофонах может стать адресной: интеллектуальная платформа “Зебры” позволяет отслеживать, откуда и куда совершаются бесплатные звонки, и в соответствии с этим рекламировать определенные товары и услуги. Сейчас проект находится в опытной эксплуатации, поэтому рекламодателей пока всего двое – это сами же МГТС и “Зебра”. В ближайший месяц операторы планируют изучить востребованность этой услуги у абонентов и рекламодателей и, поднакопив статистику, решат, стоит ли запускать “рекламные звонки” на постоянной основе.

В МГТС не опасаются, что москвичи, увлекшись бесплатными звонками, могут прекратить покупать таксофонные карточки. “Во-первых, время бесплатного звонка ограничено – сейчас это около 30 с, – замечает сотрудник пресс-службы компании. – А во-вторых, эту услугу поддерживает только треть наших таксофонов, которых сейчас в Москве более 14 000”.

Участники рекламного и телекоммуникационного рынка отнеслись к новому проекту скептически. “Возможность совершить бесплатный звонок привлечет, главным образом, социально необеспеченных людей, не являющихся активными покупателями”, – считает начальник отдела рекламы и PR компании “Санкт-Петербургские Таксофоны” Алена Кондратьева. Кроме того, добавляет она, ограниченная продолжительность звонка в сочетании с необходимостью выслушивать рекламные сообщения способны снизить интерес к услуге со стороны населения, а значит, и рекламодателей. “Люди и так не любят рекламу, а когда она еще и “прилагается” в нагрузку к услуге, как в данном случае, то шансы, что человек нормально воспримет рекламный ролик, минимальны”, – соглашается президент холдинга Media Arts Илья Слуцкий. Он проводит параллель с бесплатным доступом в Интернет, который несколько лет назад предлагали пользователям некоторые провайдеры на Западе. Взамен абоненты должны были смириться с постоянным присутствием рекламных баннеров на экранах их мониторов. Модель оказалась неудачной, и провайдерам пришлось вновь ввести плату за Интернет, напоминает Слуцкий.

“До того как появятся доказательства эффективности нового формата, идея кажется сомнительной”, – замечает сотрудник отдела спецпроектов рекламного агентства OMD Media Direction Алексей Русаков. Людей, пользующихся таксофонами, осталось немного, большинство предпочитает мобильную связь, указывает он. К тому же, добавляет Русаков, проект нуждается в серьезной рекламной поддержке.