Дорогой Airbus


Россия сама предложила EADS стать его партнером и совладельцем основной его “дочки” – Airbus, рассказали “Ведомостям” источник, близкий к EADS, и правительственный чиновник. Это была идея президента Владимира Путина, которую тот высказал в декабре 2004 г. на встрече с тогдашним канцлером Германии Герхардом Шредером. На прошлой неделе этот вопрос обсуждали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и исполнительный директор Airbus Густав Хумберт – во время их визита на авиазавод в Тулузе, рассказывают собеседники “Ведомостей”. Но на этой встрече россияне были настроены уже не столь серьезно. Затраты на такую покупку были бы “значительны”, а “такая степень альянса” с EADS не особенно привлекательна, заявлял “Ведомостям” накануне встречи высокопоставленный правительственный чиновник. “Европейцы сильно удивились этому сомнению, напоминая, что это наш президент предложил сделку”, – добавляет близкий к переговорам источник.

Представитель Минпромэнерго уверяет, что Россия от покупки доли в Airbus не отказывается, потому что России важно партнерство с мировыми авиастроителями. В Тулузе Христенко обсудил с Airbus сразу пять проектов, в которых наши предприятия могут сотрудничать с европейцами, – выпуск А-350, производство грузовых версий A-320, проект российского регионального самолета RRJ, программа модернизации Ил-76 и конвертация в грузовые версии Ту-204, добавляет чиновник Минпромэнерго. Окончательное решение будет принято, когда станет ясна стратегия развития собственного национального игрока – Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Тем более что она предусматривает сотрудничество с конкурентом Airbus – американским Boeing. “Если для кооперации с EADS понадобится выкуп акций Airbus, то такая сделка обсуждаема”, – говорит источник в российской делегации.

Крайний срок для подготовки стратегии ОАК – середина следующего года, уточняет президент НП “ОАК” Валерий Безверхний. “Возможность покупки акций Airbus действительно обсуждается, но как высшая степень интеграции в EADS”, – замечает он. Никакого решения еще нет и обсуждение может растянуться на 10–15 лет, добавляет Безверхний. Подтверждает факт таких переговоров и глава российского представительства EADS Вадим Власов. “Но такая возможность [покупки акций Airbus] была бы логична только при условии успешной реализации предложенных EADS проектов для кооперации”, – подчеркивает он.

Представители Airbus и British Aerospace от комментариев воздержались. Но близкий к EADS источник и правительственный чиновник уточняют, что речь всегда шла о покупке Россией 10–15% акций Airbus. Причем оплачивать этот пакет предполагалось не деньгами, а “объектами интеллектуальной собственности и активами, участвующими в проектах Airbus”, добавляет близкий к переговорам источник. Весь Airbus стоит около $15–20 млрд, а его 10–15% – около $2 млрд, полагает аналитик “ЦентрИнвест Групп” Геннадий Суханов. “Россия вряд ли осилит такую сделку – авиационных активов на такую сумму у нас нет, а деньги на иностранный промышленный актив из бюджета вряд ли будут выделены”, – уверен он.