Подмосковное экономическое чудо


По данным Росстата, с января по октябрь промышленное производство в Московской области выросло на 33,7%. Неплохо, учитывая, что в среднем по России эта цифра составляет 3,9%, а по Центральному федеральному округу – 17%. По этому показателю Подмосковье заняло второе место в России. На первом, как ни странно, Дагестан (33,8%), но там объем промпроизводства в прошлом году составлял всего 10,9 млн руб., а в Подмосковье – 380 млн руб. – третье место в стране после Москвы и Тюменской области.

Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников говорит, что около 25% промпроизводства в области приходится на пищевую промышленность, которая быстро растет вслед за потребительским спросом: в январе – октябре производство минеральной воды выросло на 55%, мяса – на 53,7%, лекарств – на 55%.

“Да у нас вообще последние четыре года рост промпроизводства не опускается ниже 30%”, – хвалится чиновник правительства Московской области. Все дело, по его словам, в том, что область умеет привлекать инвесторов.

За этот год в область только иностранных инвестиций уже пришло $2,9 млрд, отмечает председатель Московской областной думы Валерий Аксаков, а по итогам года будет не меньше $3 млрд. Это при том, что, по данным ЦБ, в Россию за первые три квартала пришло инвестиций $14,2 млрд, а по данным Росстата – $6,6 млрд. Даже по пессимистичной оценке выходит, что на Подмосковье пришлось около 20%. “Мы создаем условия для инвесторов, – объясняет Аксаков. – Помогаем им на всех этапах: предоставляем землю, льготы по налогам, за крупными проектами губернатор поручает лично следить своим заместителям”. В основном, по словам Аксакова, инвестиции идут в пищевую промышленность и производство отделочных и строительных материалов.

Предприниматели в отличие от чиновников сверхблагоприятного инвестиционного климата в Подмосковье не чувствуют. “Никаких особых льгот инвесторам область не предоставляет”, – говорит Ардашер Курбаншо, гендиректор “Кроношпана” – первого в России завода по производству ламината, который начал работать в начале этого года (инвестиции – 500 млн евро). “Компания получила лишь незначительную скидку по земельному налогу. Впрочем, губернатор действительно заботится об отношениях с инвесторами, и это помогает общаться с более мелкими чиновниками”, – рассказывает Курбаншо. Но в область австрийскую компанию привлекло вовсе не это. “Здесь самый большой рынок сбыта: в Москве ежегодно возводится 3 млн кв. м жилья, а в Подмосковье – 4 млн кв. м”, – объясняет Курбаншо.

В следующем году в Подмосковье начнется строительство завода по переплавке металлов. Руководитель этого проекта металлургической компании “Просталь” Андрей Феоктистов рассказывает, что строительство займет три года, а инвестиции составят $870 млн. В Подмосковье эту специально созданную “рядом российских и иностранных инвесторов” компанию тоже привлекли не какие-то особые условия. “Из Москвы и Подмосковья вывозится больше всего металлолома на экспорт”, – объясняет Феоктистов. Он бы построил свой завод и в Москве, но там “проблема найти площадку в 300 га и подвести к ней электричество”.

В прошлом году в Подмосковье открылся мясокомбинат “Велком”. Швейцарская компания Parintek Industries потратила на него $60 млн. Она расположила свое производство поближе к Metro и Auchan, через которые продает свою продукцию, рассказывает гендиректор завода Раиса Демина. Расчет оправдался: за год компания удвоила производство.

“Достижения Подмосковья во многом объясняются близостью к крупнейшему городу в Европе, – считает эксперт рейтингового агентства Standard & Poor’s Борис Копейкин. – Схожая ситуация сейчас наблюдается в Ленинградской области, которая привлекает инвесторов и растет благодаря близости к Санкт-Петербургу”. Такое размещение производства позволяет сочетать низкие подмосковные затраты (по данным Росстата, за январь – сентябрь 2005 г. средняя зарплата в области – 9128 руб., почти в полтора раза ниже, чем в Москве) с высокими московскими ценами. “Иностранные инвестиции все больше текут не в Москву, а в область, где ниже зарплаты, не так загружена инфраструктура, но остается близость к главным центрам потребления и спроса”, – подытоживает главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик.