Прощание с ОФГ


Первый шаг на российский рынок инвестиционно-банковских услуг Deutsche Bank сделал в 2003 г., купив 40% акций United Financial Group, материнской компании ОФГ. Но тогда немцы не знали, насколько выгодным окажется это партнерство. Поэтому стороны договорились о возможном разводе в случае провала проекта и увеличении доли Deutsche до 100% начиная с 2006 г. в случае успеха. Российский партнер не разочаровал немецких банкиров, и они решили воспользоваться своим правом. На днях, как стало известно “Ведомостям”, стороны подписали договор о намерениях, по которому Deutsche Bank в начале 2006 г. выкупит у менеджеров группы оставшиеся 60% UFG.

Сумму сделки стороны не раскрывают. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, весь бизнес ОФГ оценили примерно в $700 млн. Высокопоставленный сотрудник ОФГ отметил, что появившаяся на рынке информация о налоговых претензиях к компании на $200–300 млн, которые в ходе сделки погасил Deutsche Bank, не соответствует действительности.

Основную часть суммы продавцы получат сразу, а оставшиеся деньги в течение 2–3 лет, пояснил “Ведомостям” президент ОФГ Илья Щербович. Продав бизнес, бывшие владельцы ОФГ не покинут компанию. Причем они займут руководящие позиции в “Дойче Банке”, российской “дочке” Deutsche Bank. “Со следующего года начнется процесс интеграции”, – говорит Щербович.

Возглавит объединенный бизнес председатель наблюдательного совета группы Чарльз Райан (интервью с ним см. на стр. А5). Райан уточнил, что принято решение в течение 2006 г. отказаться от брэнда ОФГ. В Deutsche Bank отказались прокомментировать сделку. Инвестиционный бизнес сейчас доходнее классического банкинга, пояснил кадровые решения Щербович. В прошлом году чистая прибыль “Дойче Банка” по международным стандартам составила 518 млн руб. В ОФГ отказались предоставить информацию о прибыли.

Иностранцы нередко покупают финансовый бизнес в России, оставляя у руля прежних хозяев. В апреле этого года нидерландская TBIH Financial Services Group в консорциуме с “Русскими фондами” купила 51% акций страховой компании “Стандарт-Резерв”, доверив управление компании ее прежнему гендиректору Виктору Юну. Так же поступил и французский банк Societe Generale, недавно купивший банк “ДельтаКредит” у Delta Private Equity Partners (сделка закрылась в конце ноября).

А вот в нефинансовом секторе чаще действуют другие законы. Например, британские совладельцы ТНК-ВР не только поставили своих людей на ключевые посты, но и уволили нескольких менеджеров среднего звена. Остальные сотрудники ушли добровольно, не сработавшись с новыми совладельцами компании. В результате меньше чем за год с момента создания только головной офис ТНК-BP покинули 300 человек из 1400. Да и в небольших компаниях происходит то же самое. Так, скандинавская компания Trigon Direct Investments, этим летом купившая питерскую сеть кофеен “Идеальная чашка”, сменила многих топ-менеджеров, включая гендиректора. “Мы оптимизировали организационную структуру, с тем чтобы повысить эффективность бизнеса”, – объясняет Глеб Огнянников, член совета директоров Trigon Capital Group (управляющей компании Trigon Direct Investments).

Экспертов решение Deutsche Bank не удивило. “При покупке хорошего производственного актива люди не имеют значения, – констатирует управляющий директор Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев. – А вот в инвестиционном бизнесе, наоборот, главное – менеджеры”. По его мнению, без команды стоимость ОФГ опустилась бы почти до нуля. “Результаты, которых добились менеджеры ОФГ за последние несколько лет, доказали их дееспособность, – соглашается Огнянников. – Любой стратегический инвестор, который видит успех, хочет, чтобы успешная команда работала на него”. Инвестиционный бизнес – это прежде всего бизнес контактов, добавляет он, если уйдут менеджеры, то они уведут с собой и клиентов.