Розничная торговля в Санкт-Петербурге: Watson начала с Петербурга


О покупке петербургской сети косметики, парфюмерии и бытовой химии “Спектр” компания AS Watson объявила в начале октября этого года. Ссылаясь на данные исследования Euromonitor 2005, представители AS Watson говорили тогда, что российский потребрынок – один из главных среди растущих, в 2005 г. он вырос на 15% и удвоится в ближайшие несколько лет. Выбор компании пал на “Спектр”, так как эта сеть – хорошая платформа для развития бизнеса в России, сказала старший PR-менеджер компании AS Watson Анна Ло. После того как сделка с Watson состоялась, гендиректор “Спектра” Владимир Ильин говорил “Ведомостям”, что одной из целей продажи компании является привлечение ресурсов и опыта иностранных менеджеров для выхода сети на рынок России и СНГ. Подробности этих планов, а также стоимость “Спектра” и долю, которую приобрела Watson, стороны не раскрыли.

О планах развития сети новые владельцы “Спектра” и сейчас высказываются осторожно. Анна Ло говорит, что в бизнесе сети не планируются радикальные изменения, кроме введения в управление собственных менеджеров и интеграции бизнес-процессов “Спектра” и Watson.

Watson стала первой международной парфюмерно-косметической сетью, которая выходит на российский рынок через поглощение местного игрока. До этого ритейлоры либо создавали совместные предприятия, либо продавали лицензию. В 2003 г. таким образом на наш рынок вышли французская сеть Sephora, продавшая франшизу владельцам “Л’Этуаль”, и немецкая Douglas, создавшая СП с российской Rivoli.

Эксперты и участники рынка считают, что приход в Питер гонконгского гиганта не повлияет на рынок.

Менеджер по сбыту сети “Южный двор” Наталья Коваленко считает, что новым собственникам “Спектра” для успеха помимо финансовой поддержки сети необходимо и знание местного рынка. “Развитие компании во многом будет зависеть от опыта менеджмента и знания рынка”, – соглашается вице-президент аналитического агентства “Старая крепость” Анна Дычева. В то же время она считает, что Watson грамотно поступила, купив местного игрока, который понимает особенности локального рынка.

А PR-менеджер сети “Рив Гош” Юлия Быстрова уверена, что выход в Петербург гонконгского игрока вообще не коснется ее сети. “Это формат магазинов, продающих порошки и зубную пасту, а у нас французская косметика”, – говорит она. Фарммаркеты также не являются их конкурентами, добавляет менеджер по развитию консалтинговой компании “Астера” Виктория Кулибанова, поскольку реализуют другие, более специфические торговые марки. Наиболее вероятным сценарием она считает использование ресурсов нового владельца для поддержания лидирующих позиций “Спектра” в своем сегменте.

Аналитики и местные игроки сходятся во мнении, что на косметическом рынке каждый из торговых форматов может развиваться еще несколько лет, прежде чем почувствует давление со стороны конкурентов. “Игроки этого рынка не поспевают за его ростом”, – убеждена Анна Дычева. Сейчас, правда, рост этого рынка несколько замедлился – с 20–25% в период с 2000 по 2004 г. до 15–17% в 2005 г., говорит она, что объясняется распространением потребительских кредитов, благодаря которым покупатели изменили структуру расходов в пользу более дорогих товаров – техники, недвижимости и автомобилей. Однако по сравнению с европейским рынком, где рост составляет 2–3% в год, Россия по-прежнему является привлекательным рынком для инвесторов, считает Дычева. В 2004 г. объем российского рынка парфюмерии и косметики составил около $6,2 млрд, а в этом году она прогнозирует около $7 млрд. Интенсивный рост будет происходить еще 5–6 лет и за это время рынок достигнет объема в $14–16 млрд, полагает эксперт. Такому росту будет способствовать освоение косметическими сетями региональных рынков, а также старение платежеспособного поколения, за счет которого увеличатся расходы на косметику по уходу за собой. “В связи с этим совершенно оправданной будет выглядеть диверсификация торговых форматов – от торгующих бытовой химией до концептуальных монобрэндовых магазинов”, – полагает Дычева.

С ней согласен исполнительный директор группы “Парфюм” (крупнейший в Петербурге оптовик бытовой химии, косметики и парфюмерии) Алексей Петров, прогнозирующий дальнейшую диверсификацию торговых форматов на магазины со смешанным ассортиментом (косметика и бытовая химия) и узкоспециализированные магазины (как, например, сеть “Для душа и души”). Однако, полагает он, конкуренция тут ни при чем. “До насыщения розничного рынка косметики пройдет еще не меньше двух лет”, – полагает Петров.