ВОПРОС ДНЯ: Чем хороша пропорциональная система?


У нас фантастически вредная смесь из минусов мажоритарной и пропорциональной систем, которая с 1993 г. препятствует формированию сильных партий. Нам полезна была бы пропорциональная система, когда партии выдвигают не списки, а кандидатов в каждом округе. Полученные ими голоса суммируются и определяют количество мест в парламенте. Мандаты получают кандидаты в порядке вклада в общую победу. А если в округе победил независимый кандидат – кресло достается ему. Это заставит партии не спать.

Георгий Сатаров, президент политологического фонда “Индем”

Существующая в России версия пропорциональной системы возвращает нас к монополии одной партии. Идеальной была бы модель с плавающим порогом, которая гарантирует представительство в парламенте минимум 75–80% избирателей (в нынешней Госдуме представлено 60%). Сейчас мы развиваемся раз в четыре года. На выборах отрезаем то или иное соотношение сил – и ждем. Пропорциональная система с плавающим порогом и возможностью создания блоков приведет к постоянному переформатированию политических сил в Думе, непрекращающемуся политическому развитию и не позволит Думе потерять функции парламента.

Александр Иванченко, председатель совета директоров Независимого института выборов

Нынешняя система поощряет развитие политических организаций в регионах, так как в партийных списках будут именно местные кандидаты. Чтобы прорваться в Госдуму, политикам “на местах” придется становиться публичными. Минус же пропорциональной системы в России в том, что она не сможет отразить мнение большинства. Может сложиться ситуация, когда 60% населения проголосуют за партии, не преодолевшие 7%-ный или 10%-ный барьер.

Андрей Перла, политолог, советник председателя общероссийской организации “Деловая Россия”, Самара

Пропорциональная система максимально отражает политическую палитру, включая взгляды меньшинств. Оптимально, когда есть порог для прохождения партии в парламент. Тогда получается подробный срез предпочтений населения, при этом сохраняется парламент и укрепляется институт партий. Одним из минусов пропорциональной системы в парламентских республиках считается неустойчивость системы. Большие коалиции могут легко распасться, в итоге в Италии 1960–1980-х гг. было около 40 правительств.

Сергей Колмаков, вице-президент Фонда развития парламентаризма в России

В пропорциональной системе кандидат не зависит ни от префекта, ни от управы. Только от партии. Почти исключены ситуации, когда весной у “Яблока” в Мосгордуме три депутата, а осенью остается только один, самый идейный. Двое перешли в партию власти. Ведь чтобы их избрали, важнее добрые отношения с администрацией. Минусы пропорциональной системы – продолжение ее плюсов. Кандидат менее зависим от власти – но и от избирателя тоже. Часто уже имена вторых лиц в партийном списке ничего не говорят избирателю: это спонсоры, “нужные” люди и т. д. Поэтому оптимальна – смешанная система.

Алексей Макаркин, заместитель гендиректора Центра политических технологий