Банкиры богаче всех


По результатам PLC лучше всего финансистам платят в банках : в остальных секторах топ-менеджеры получают на 25–50% меньше, а специалисты рангом пониже – как правило, на том же уровне или на 7–13% меньше (см. таблицу). “Так было всегда – банки стремятся создавать наиболее профессиональные команды финансистов, и именно они здесь играют ведущую роль”, – говорит Виктория Филиппова, руководитель направления “финансы и аудит” Penny Lane Consulting. Считается, что в ресурсном (нефть, газ) и банковском бизнесе платят лучше всего, отмечает директор по управлению персоналом компании “Alcoa-Россия” Руслан Ильясов, работавший в Coca-Cola, Sun Interbrew и Альфа-банке. Сырьевики могут себе это позволить благодаря хорошей рыночной конъюнктуре, а в банках “меньшее число людей производят больше денег”, цена ошибок здесь выше и требуется высококвалифицированный труд, поясняет он. В одной из крупнейших нефтегазовых компаний рассказали, что главбух может получать несколько миллионов долларов в год, а финдиректор – до $5 млн.

Но Ильясов предупреждает, что нельзя просто сравнивать зарплату в разных отраслях по названию должностей: это должны быть сопоставимые по масштабу бизнеса компании и сопоставимые по сфере ответственности позиции. В целом финансисты в нефтегазовом и банковском секторах получают больше, чем их коллеги, соглашается директор по персоналу Росбанка Сергей Дерябин: “Но банки (за исключением Сбербанка и ВТБ) не сопоставимы по масштабу бизнеса и выручки с нефтегазовыми компаниями, и финансисты там получают все-таки больше”. Тем не менее крупнейшие банки не экономят на зарплатах финансовых директоров и других топ-менеджеров. ЦБ предъявляет достаточно жесткие требования к отчетности, и ошибки здесь могут иметь серьезные последствия, вплоть до отзыва лицензии, поэтому главбух в банке и, например, ритейловой компании – две большие разницы, напоминает Дерябин.

Впрочем, в промышленности бухгалтер может заработать на 10% больше, чем в банках, по данным PLC, стоит поискать счастья в других областях и финансовым аналитикам. Сейчас большой дефицит бухгалтеров, знающих производство, и уровень их зарплат “порой может быть даже выше, чем в банках”, соглашается Дерябин.

Но “цифры PLC скорее соответствуют среднему по активам банку”, говорит он. Это “данные для банков среднего уровня и ниже”, вторит Ильясов. В крупных банках зарплаты гораздо выше, уверяет Дерябин: “К примеру, у финансового директора – на 50–70% [зарплата чистыми]; начальники отдела могут получать порядка $3500, ведущие и главные специалисты – $1500–2000, рядовые финансисты – около $900–1000”. В крупнейших банках хороший финансовый аналитик может получать $3000–5000, начальники отделов (например, бюджетирования и риск-менеджмента) – около $10 000, говорит другой банкир.

Для крупных банков цифры PLC можно назвать скорее нижней границей зарплаты, но лучше сравнивать общий доход (с премиями, бонусами и т. п.), считает топ-менеджер одного из крупнейших банков. По его данным, финансовый директор может получать от $300 000 до $1 млн в год, контролер или главбух – в среднем в 1,5–2 раза меньше. “По среднему уровню заработок указан в принципе адекватный ($40 000–75 000 грязными), как и по младшему (в общем – до $25 000)”, – считает он. При этом даже у первой и второй десятки банков цифры могут серьезно различаться, отмечает Дерябин. И по одной позиции в одной структуре “вилка может быть 60%” – как правило, лишь в госструктурах на одинаковых должностях получают всегда одинаково, а в бизнесе вознаграждение зависит от результата работы, поясняет Ильясов.