Coke возвращается в Афганистан


Опрятная фабрика на окраине Кабула резко выделяется на фоне глинобитных хижин, разместившихся на обочинах немощеных дорог, сколько бы начальство ни пыталось по возможности скрыть ее присутствие – обстановка в стране остается опасной. На фабрике нет традиционной вывески компании, но красно-белые грузовики, готовые развозить ящики с напитками по Кабулу, уже выстроились на парковке. Производство Coke, Sprite и Fanta начинается с этой недели, в магазины вода начнет доставляться в течение месяца.

Все инвестиции привлекла афганская Habib Gulzar Non-Alcoholic Beverages Firm, франчайзи Coca-Cola, при поддержке зарегистрированной в Дубае торговой компании Habib Gulzar International. Coca-Cola, со своей стороны, предоставит технологии производства и обеспечит подготовку кадров.

“Мы оптимистично относимся к этому проекту. Мы рассчитываем на огромный рост за счет доступных цен на напитки”, – говорит Али-ус-Саджад Хан, директор по операционной деятельности афганской компании. Сейчас банка импортированной из Пакистана Coke стоит в Кабуле 18 афгани ($0,4), а бутылка воды местного производства будет стоить всего 6 афгани с учетом возврата стеклотары. По словам Али-ус-Саджад Хана, в разгар лета на фабрике будут постоянно работать 600 человек, но она поможет создать еще 8000 рабочих мест на смежных производствах – например, изготовлении картона, пробок для бутылок и других материалов.

Coke была популярна в Афганистане в 1970-х, – до того, как в страну вошли советские войска. Слоган новой кампании по продвижению напитков – “Освежающее возвращение Coca-Cola в Афганистан”. “Это американская икона, – говорит Хан. – Мы стараемся как можно более активно продвигать местную франшизу и не хотим, чтобы нас опередили, ведь через пять лет плата за вход на рынок будет гораздо выше”.

В компании надеются, что фабрика, разместившаяся на площади более 5500 кв. м и рассчитанная на производство 20 000 ящиков в день, сможет обеспечить напитками все основные города и села Афганистана к середине будущего года. В год предполагается производить более 4 млн ящиков воды. Тем не менее относительно скромный размер фабрики свидетельствует о том, насколько сложно пока инвестировать в Афганистан, от инфраструктуры которого войны, длившиеся десятилетиями, мало что оставили. Так, фабрике Coca-Cola, которая использует свои собственные генераторы, необходимо и хранилище на 50 000 л для горючего, которое завозится из Пакистана – качество местного топлива не гарантировано. Компании также пришлось построить отдельное производство углекислого газа для газированных напитков, других его источников в Афганистане нет. “Инфраструктура остается очень большой проблемой, – говорит Хан. – Но когда люди приходят и видят оборудование, они спрашивают меня: неужели мы действительно в Афганистане?” (FT, 6.12.2005, Кирилл Корюкин)