Фрадков переделил правительство


Вчера перед отлетом в Брюссель Михаил Фрадков подписал распоряжение о распределении обязанностей между своими заместителями, разделив между ними не только задачи, но и министерства. Предыдущее распределение обязанностей, утвержденное чуть больше недели назад постановлением правительства, себя не оправдало. Тогда за каждым из трех вице-премьеров – Александром Жуковым, Сергеем Ивановым и Дмитрием Медведевым – и руководителем аппарата Белого дома Сергеем Нарышкиным был закреплен свой список “вопросов”, по которым они “координируют работу федеральных органов исполнительной власти” и “дают им поручения”. Медведеву отдали шесть вопросов, в том числе реализацию национальных проектов, Жукову – 12, включая экономическое развитие страны, Иванову – пять связанных с оборонно-промышленным комплексом, Нарышкину – шесть, в том числе административную реформу. Чиновник правительства тогда оптимистично предполагал, что уже через год с вице-премьера, отвечающего не за ряд министерств, а за конкретные проекты, можно будет спросить результат: “Ты менеджер, имеешь полномочия и деньги – докажи свою состоятельность”.

Состоятельность доказать не получилось. Работа сразу застопорилась, рассказывают чиновники Белого дома. Когда курьеры несли материалы Минздрава или Минсельхоза на рассмотрение Медведеву, секретариат заворачивал их, заявляя, что вице-премьер курирует эти министерства только в части национальных проектов. У Жукова курьеров тоже ждал отказ: там говорили, что частичной ответственности не бывает. Иванов, которому Фрадков не отдал военно-промышленную комиссию, сделал из этого выводы и отказался курировать все силовые ведомства (в частности, МЧС). “А Жуков вдруг потребовал только что созданную аэронавигационную службу, которая вроде бы отходила Фрадкову”, – удивляется чиновник правительства. По его словам, всю неделю шел спор, кому и чем заниматься. Чтобы документооборот окончательно не заглох, премьеру пришлось расписать, кто за какое ведомство отвечает.

В ответственности Медведева оказались Минздрав, Минприроды, Минрегион, Минсельхоз и Минюст. На пару с Жуковым он также курирует Минкульт, а с Нарышкиным – Минобразования. За Жуковым – Минфин и Минтранс, а Минэкономразвития он делит с Нарышкиным (за последним здесь управление федеральным имуществом). Под контролем Иванова – Минобороны и МВД, а также Минпромэнерго пополам с Нарышкиным. Руководитель аппарата персонально ведет Минсвязь, МЧС и МИД.

Получить комментарии Медведева и Иванова вчера не удалось. Источник в окружении Жукова объяснил нежелание шефа заниматься здравоохранением вместе с Медведевым так: “У кого финансовые ресурсы и полномочия [по национальным проектам], тот и должен вести министерства”.

“Функциональный принцип в управлении до конца не выдержан”,– признает высокопоставленный чиновник правительства. Вместе с тем решение премьера, по его словам, “техническое” и поможет прохождению документов от министерств в департаменты правительства и далее к вице-премьерам.

Бывший помощник экс-премьера Виктора Черномырдина Никита Масленников не считает новую схему удачной: “Кто сейчас ориентируется на прорывные направления, скажем бюджетирование по результату, не очень ясно”, – отмечает он.

“Это финиш административной реформы”, – уверен федеральный чиновник, занимавший в прошлом посты министра и вице-премьера. По его мнению, в такой конструкции министры окончательно перестают быть самостоятельными фигурами (для чего и задумывалась, в частности, административная реформа). А схему подчинения одного министра двум вице-премьерам он и вовсе называет “абсурдной”.