ПОЛИТЭКОНОМИЯ: Обещали стратегию


К концу года, как положено, растет интерес к будущему. Первое заседание совета по национальным проектам, обсуждение стратегии социально-экономического развития регионов. Планы, планы, планы... И, наконец, до конца 2005 г. на рассмотрение правительства будет представлена Стратегия социально-экономического развития России.

Документы с этим словом в названии, конечно, периодически возникали и до сих пор, но как-то ни один из них не прижился. Все что-нибудь мешало: то нефть слишком дорогая – денег и так много, то нефть слишком дешевая – и тоже не до стратегии. В общем, очередная попытка получить то, чего мы не видели как минимум последние 20 лет. Но есть два обстоятельства, которые заставляют отнестись к ней, по крайней мере, с некоторым любопытством.

Обстоятельство № 1. Если вы долго стараетесь не брать в голову ни одну из окружающих вас проблем, они имеют свойство рано или поздно создавать такой букет противоречий, что не то что выход найти трудно – сложно даже признаться в том, что все так запущено. Нет внятной стратегии, на одобрении или отрицании которой можно строить предвыборную тактику, ну так и нечего удивляться тому, что доминирующей темой перед выборами в столичную Думу был национализм.

Отчего правительство так долго трудится над антиинфляционной программой? Оттого, что никак не может решить, следует ли учитывать долги предприятий с госучастием как часть госдолга, или разбирается с какими-то иными частностями? Нет. Просто никому не понятно, что делать с двумя разными инфляциями, требующими строго противоположных мер воздействия. На потребительском рынке она вызвана избытком денег. А в производстве – их дефицитом. Каким образом творцы экономической политики сумели создать обе проблемы одновременно, понятно: все время решали строго тактические задачи. Помните Сталкера у Тарковского – с гаечками и бинтиками? Идеально точное описание методов управления экономикой в России на протяжении многих лет, которые привели к тому, что на одной территории существуют две экономики с разными потребностями и проблемами.

Что теперь? Способы решения каждой из проблем понятны, но что делать с обеими одновременно – не известно. Денежное предложение нельзя ни сужать, ни расширять. Потому что одним махом можно только создавать проблемы. И обойти эту дилемму невозможно, потому что за все годы реформ с экономикой так и не сделали ничего такого, чтобы можно было рассчитывать на какие-либо иные механизмы управления ею, кроме курсовой политики. Но именно он сейчас и не срабатывает. Поэтому министр Греф и докладывает президенту о том, что инфляция превысила даже поздние прогнозы правительства и ожидания Всемирного банка.

Иными словами, наша специальная экономика с рыночным способом производства и социалистическими принципами бюджетного перераспределения критически близка к той точке, в которой эта технология блуждания наугад обваливается, и для возвращения к понятным перспективам стратегия становится функционально обязательной.

Обстоятельство № 2. Все это совершенно не означает, что мы действительно увидим реальную стратегию. Тем более до конца этого года. И даже потом. Как минимум до тех пор, пока Россия сохраняет самые высокие темпы роста ВВП среди всех стран “большой восьмерки”.