“Аэрофлот” сделал ставку на RRJ


Конкурс на поставку 50 региональных самолетов “Аэрофлот” объявил еще в 2004 г. К началу этого года из пяти претендентов осталось двое – “Ильюшин финанс” с российско-украинским Ан-148 и “Гражданские самолеты Сухого” с RRJ. В итоге авиакомпания решила сделать ставку на RRJ. Вчера “Аэрофлот” и “Сухой” подписали контракт на поставку в 2008–2011 гг. 30 самолетов RRJ-95 стоимостью около $820 млн в каталожных ценах. Как первый заказчик “Аэрофлот” получит “существенную скидку”, отметил вчера гендиректор “Сухого” Михаил Погосян. Ее размер не раскрывается.

Чуть больше половины самолетов “Аэрофлот” купит на условиях финансового лизинга (в рассрочку), оставшиеся возьмет в операционный лизинг. Лизинговая компания еще не выбрана, но, по словам Погосяна, “Сухой” ведет переговоры с Финансовой лизинговой компанией. Первый самолет авиаперевозчик рассчитывает получить в ноябре 2008 г. И хотя дефицит региональных самолетов у “Аэрофлота” имеется уже сейчас, компания подождет и будет летать с тем парком, который есть. А после поставки 30 лайнеров рассмотрит возможность закупки еще 20 RRJ, сказал Окулов. Он добавил, что RRJ – беспрецедентный пример масштабной международной кооперации, самолет востребован на глобальном рынке, поэтому “Аэрофлот” и сделал выбор в его пользу.

Впрочем, у сделки нашлись и противники. Вчера миноритарный акционер “Аэрофлота” Национальная резервная корпорация (НРК), контролирующая 36% “Ильюшин финанса”, заявила, что намерена оспорить контракт с “Сухим”. Сделка является крупной, при этом она не была одобрена советом директоров и собранием акционеров, говорят в НРК. “Мы даже не видели условий контракта”, – возмущается вице-президент НРК Андрей Деркач. “RRJ стоит дороже, чем уже летающий Ан-148, а по ряду характеристик он хуже”, – подчеркивается в заявлении НРК.

Глава “Роспрома” Борис Алешин и председатель совета директоров “Аэрофлота” Виктор Иванов не стали комментировать заявление НРК. Эксперты считают, что НРК не удастся оспорить сделку. Партнер юридической фирмы ЮСТ Юрий Пилипенко уверен, что этот вопрос будет решаться “в коридорах власти, а не в суде”. С ним согласен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его мнению, сравнивать Ан-148 и RRJ не имеет смысла – оба не летают, не имеют инфраструктуры для эксплуатации и нерентабельны при заявленной цене. А директор департамента госполитики в гражданской авиации Карл Руппель уверен, что государству не стоит вмешиваться в это дело. Проблема нехватки ближнемагистральных самолетов сейчас стоит наиболее остро, у “Аэрофлота” было право выбора, он предпочел RRJ, резюмировал он.