ГЛОБАЛИСТ: Реалист – мечтателю


В грандиозном замысле Михаила Ходорковского по спасению России от коллапса (“Коммерсантъ” от 11.11.2005) чувствуется дерзость человека, которому скорее всего не представится возможность осуществить задуманное.

По мнению Ходорковского, Россию ожидает несколько кризисов одновременно: износ инфраструктуры, демографическая проблема, которая отдаст Дальний Восток во власть Китаю, системный кризис оборонно-промышленного комплекса, вымирание науки, распад армии и несколько других.

Чтобы противостоять этому, Ходорковский предлагает за 10–12 лет инвестировать около $900 млрд, из которых $400 млрд госинвестиций и $500 млрд инвестиций частных. Эти деньги предлагается потратить на финансовое стимулирование рождаемости, на модернизацию армии и транспортной системы, улучшение социальной защиты и прежде всего на построение бок о бок с “нефтяной” экономикой “экономики знаний”.

Ясность мысли и пренебрежение реальностью в плане Ходорковского дают ключ к пониманию причин его собственного взлета и падения. В принципе, эта программа превосходна. По существу, речь идет об использовании нефтяных богатств России для модернизации ее экономики, транспортной инфраструктуры и социальной сферы с помощью частно-государственного партнерства. Сумма инвестиций только кажется огромной. Сейчас темпы роста инвестиций ниже, чем в 2003 и 2004 гг. Российский ВВП составляет около $845 млрд по текущему курсу, а почти $100 млрд в год, которые намерен тратить Ходорковский, – это 11,8% ВВП. Даже если рассматривать эти инвестиции как прирост к уже существующим, в сумме инвестиции окажутся на уровне всего лишь 20% ВВП, что сопоставимо с развитыми странами и гораздо меньше, чем в Индии (25–30%) и Китае (40%). Абсурдно было бы утверждать, что Россия не может позволить себе такие расходы. В стабфонде к концу года будет $50 млрд, в ближайшие три года эта цифра должна вырасти до $150 млрд. Внешний долг значительно снижен. Не может быть лучших экономических условий для обширной инвестиционной программы.

Есть только одна загвоздка. У российского правительства совершенно нет интеллектуальных и институциональных ресурсов для выполнения этой программы. Несмотря на впечатляющий рост фондового рынка, Россия до сих пор экспортирует капитал. Прямые иностранные инвестиции в 2005 г. ожидаются на уровне 3–4% ВВП, что гораздо меньше, чем в других развивающихся экономиках. Ходорковский считает, что частный капитал охотно потянется в страну, как только будет упразднена “вертикаль власти”, проведена легитимизация украденного имущества, восстановлен полнокровный федерализм и появится ответственная элита. Но у западных стран появление ответственного класса политиков, чиновников, бизнесменов потребовало почти ста лет образовательных реформ, опирающихся на сильное религиозное влияние. В России этот процесс едва начался.

Вот почему 10–12-летние планы развития, полные цифр и целей, не подходят сегодня России. Нет реальной альтернативы тому, чтобы просто дать бизнесу развиваться своим чередом и одновременно, не торопясь, закладывать основы правопорядка и морали. Впрочем, есть вещи, которые правительство может и должно реализовать и которые лежат в области более практической, чем мечты заключенного ЯГ 14/10. Об этом – в следующей колонке.