КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Хищники


В 2006 г. один из первых российских брокеров, превратившийся за 11 лет работы на фондовом рынке в приличный инвестбанк, Объединенная финансовая группа (ОФГ), станет историей. Deutsche Bank исполнит опцион на покупку 60% акций UFG Ltd, материнской компании ОФГ, у менеджмента и доведет свой пакет до 100%. Инвестиционный бизнес ОФГ будет интегрирован в российский “Дойче Банк”, а брэнд российской инвесткомпании исчезнет.

ОФГ в 1994 г. организовали Борис Федоров, будущий министр финансов и борец за права миноритариев госкомпаний, и американец Чарльз Райан, приехавший в Россию в 1991 г. как сотрудник Европейского банка реконструкции и развития. Райан консультировал питерских чиновников по вопросам продажи госсобственности. Он вспоминает одно из совещаний в администрации города, в котором участвовали главные будущие российские приватизаторы Анатолий Чубайс и Альфред Кох, которого Райан в аэропорту “Пулково” принял за водителя, а также вице-мэр Владимир Путин.

Начальный капитал на создание ОФГ в размере $1 млн партнерам предоставил знакомый банкир Арнольд Лукман. Через 10 лет при покупке Deutsche Bank 40% ОФГ ее бизнес был оценен в $200 млн, а оставшиеся 60% обойдутся немцам значительно дороже – ведь после двухлетнего партнерства с ними ОФГ подорожала до $700 млн, для российских инвесткомпаний сумма просто космическая. В 2002 г. основатель “Тройки Диалог” Рубен Варданян договорился о выкупе 81% акций компании у Банка Москвы за $50 млн. В 2004 г. швейцарский банк UBS выкупил 50% акций инвестбанка Brunswick UBS, исходя из оценки $300–400 млн за всю компанию. А Goldman Sachs был готов выложить за “Атон” около $200 млн.

Набив карманы, топ-менеджеры ОФГ еще и останутся у руля “Дойче Банка”. Райан – первым человеком, а весь инвестиционный бизнес, судя по всему, возглавит Илья Щербович, президент ОФГ. Именно ему, кстати, приписывается авторство серых схем, которые ОФГ в конце 90-х гг. активно предлагала иностранцам для покупки дешевых, внутренних акций “Газпрома”. Ноу-хау оказалось прибыльным. Таким образом после интеграции ОФГ и “Дойче Банка” не у дел окажутся его сегодняшний предправления Алекс Родзянко и Ник Йордан, не самый плохой инвестбанкир. И если на состав топ-менеджеров “Дойче Банка” образца 2006 г. взглянет человек, не знающий о сделке, то у него определенно сложится впечатление, что это ОФГ купила “Дойче Банк”, а не наоборот.

Поднаторев на продаже чужих бизнесов, владельцы ОФГ великолепно продали свой и будут рулить российской “дочкой” глобального банка, чем очень горды. Но, как в анекдоте, лично у меня осадочек от сделки остался. Жалко, что с рынка исчезнет российская ОФГ, некрасиво поступили с Родзянко и, скорее всего, с Йорданом.