Миллиарды станут миллионами

Анатолий Чубайс переубедил членов правительства и даже премьер-министра Михаила Фрадкова/ Д. Гришкин

Незадолго до вчерашнего заседания правительства Анатолий Чубайс начал активно продвигать новый вариант приватизации генерации. По его мнению, ОГК и ТГК нужно провести IPO или просто выпустить новые акции, а вырученные деньги направить на модернизацию старых и строительство новых мощностей. Чубайс ссылался на майскую аварию, в результате которой без электроэнергии остались половина Москвы и несколько соседних регионов. И предупреждал, что, если в энергетику срочно не привлечь инвестиции, подобные блэкауты будут повторяться.

Похоже, в итоге Чубайсу удалось склонить чиновников на свою сторону. Вчера на специальном заседании правительства они поддержали идею выпуска новых акций генкомпаниями. Уже в 2006–2007 гг. допэмиссии акций пяти-шести ОГК и ТГК позволят привлечь до $5 млрд, подсчитал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Разместив акции на биржах, “можно убить сразу несколько зайцев: увеличить их [компаний] капитализацию, предложить рынку новые финансовые инструменты и получить инвестиции внутрь этих компаний”, добавил глава Минэкономразвития Герман Греф. И даже осторожный Михаил Фрадков не сказал ни слова против. “Есть ожидание, что частные инвесторы действительно проявят интерес”, – сказал премьер-министр.

Чубайс пообещал до апреля 2006 г. предложить правительству 2–4 генерирующие компании с конкретными инвестпроектами, которые смогут привлечь деньги таким образом уже в следующем году. “Мы сейчас ставим задачу привлечь инвестиции на миллиарды и миллиарды долларов, чтобы построить мощности на миллионы и миллионы киловатт. Сегодня мы получили поддержку правительства для таких действий и в следующем году начнем их реализовывать”, – с воодушевлением заявил глава РАО ЕЭС на телеконференции для инвесторов после заседания правительства.

По его словам, пока рано говорить о том, какие именно компании и каким образом будут привлекать деньги. В 2006 г. из РАО планируется выделить 2–4 генкомпании, акции которых будут пропорционально распределены среди акционеров энергохолдинга (генкомпания будет иметь такую же структуру акционеров, что и РАО), говорит Чубайс. Еще 2–4 компании проведут допэмиссии при условии, что доля РАО в них останется не ниже блокпакета. Он уточнил, что эти два процесса могут быть совмещены. Не исключено, например, что ОГК или ТГК могут провести IPO после обособления от РАО. Все ОГК уже сформированы, а в следующем году энергохолдинг рассчитывает завершить создание всех 14 ТГК. Акции ОГК-5 и одной ТГК – “Мосэнерго” – уже торгуются на бирже.

Впрочем, будут ли эти планы отражены в итоговом протоколе заседания правительства, не ясно – вчера вечером документ еще не был готов. А в предварительно подготовленном проекте фигурировали исключительно обтекаемые формулировки, рассказывает чиновник одного из профильных ведомств. О проведении допэмиссий и IPO там не было ни слова, отмечает собеседник “Ведомостей”. Но он уверяет, что правительство уже “морально готово” снижать свою долю в генерирующих активах. Поэтому проект протокола может быть подредактирован, заключает он.

Инвесторы приветствовали оптимистичные заявления Чубайса и министров. Акции РАО ЕЭС, дешевевшие с вечера среды, начали расти после появления первых новостей с заседания (по итогам дня они прибавили в РТС 0,55%). А вот менее ликвидные бумаги “Мосэнерго” отреагировали бурным ростом. РТС и ММВБ остановили торги этими акциями после того, как они подорожали на 13,7% и 25% соответственно.

Представитель “Комплексных энергетических систем” (КЭС, входит в группу “Ренова”) говорит, что его компания готова поучаствовать в выкупе будущих допэмиссий генкомпаний. О том же ранее говорили представители финской Fortum и итальянской Enel. Но президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что правительство вряд ли пойдет на снижение своей доли в генерации. “Возможны продажи только дружественным инвесторам, например структурам “Газпрома”, – предполагает он. Впрочем, источник, близкий к “Газпрому”, уверяет, что монополия не хочет спешить. “Чтобы принять решение, нужно посмотреть на конкретные параметры сделки”, – уверяет собеседник “Ведомостей”.