МНПЗ уберег $30 млн


Конфликт между МНПЗ и Сапиром длится несколько лет. Еще в 1995 г. федеральное правительство постановило построить на тогда государственном МНПЗ комплекс по производству изделий из полипропилена мощностью 78 000 т. Его стоимость оценивалась в $220 млн. Для финансирования проекта чиновники разрешили заводу экспортировать 10,6 млн т дизельного топлива и 5,5 млн т мазута в течение 1995–2004 гг. Главными исполнителями проекта стали фирмы Сапира – Joy Lud Distributors и FTL. Они подписали с МНПЗ два контракта. Первая должна была продавать за рубеж нефтепродукты и направлять выручку на финансирование проекта, вторая – строить, поставлять оборудование и монтировать его под ключ. Успели построить только производственный корпус и подвести к нему коммуникации. В 1997 г. МНПЗ перешел под контроль московского правительства и вскоре перестал выполнять контракты.

В 2003 г. Joy Lud обратилась в стокгольмский арбитраж с иском о выплате пеней и штрафов за неисполнение контракта. В июне 2005 г. тот постановил взыскать с МНПЗ в пользу истца $28 млн. А в октябре Joy Lud обратилась в арбитражный суд Москвы с заявлением о признании и приведении в исполнение на территории России иностранного арбитражного решения. С учетом процентов истец претендовал почти на $30 млн.

Вчера арбитражный суд Москвы отказался исполнять стокгольмское решение. Мотивировочной части решения еще нет. Представляющий интересы Joy Lud юрист Лариса Рябченко говорит, что судья сказала на заседании в среду, что исполнение решения было бы нарушением публичного порядка, так как в России такие большие штрафы взыскивать не принято. “Это абсолютно неправомерное решение, вынесенное квалифицированным судьей, можно объяснить только сильнейшим административным давлением, которое оказывалось на суд”, – возмущена Рябченко. Она указывает, что во время заседаний судью неоднократно вызывали “на некие срочные совещания, чего обычно не бывает”. Юрист Joy Lud говорит, что компания обратится в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Московского округа.

Источник, близкий к МНПЗ, говорит, что завод с самого начала разбирательства в Стокгольме считал требования Joy Lud неправомерными и направленными исключительно на причинение вреда предприятию. По его мнению, исполнение этого решения противоречило бы общепризнанным нормам права. В возможность административного давления на суд собеседник “Ведомостей” не верит.

Сергей Соколов из адвокатского бюро “Маркс и Соколов” склоняется на сторону проигравшей стороны. По его мнению, данное дело касается экономического спора двух компаний, находившихся в договорных отношениях, и никак не связано с публичным порядком.