НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Без помех


В минувшие выходные завершила работу седьмая Международная книжная ярмарка non/fiction. Мероприятие подводит итоги годичному циклу интеллектуальной жизни столицы. Реализуемой, как правило, в форме книжных проектов, чаще всего некоммерческого свойства.

Некоммерческой можно считать книгу, чье содержание соответствует упаковке. И в этом смысле некоммерческие книги ненавязчивы. Они не нуждаются в избыточной рекламе, которая в случае с pulp fiction восполняет ее содержательную скудость. Все, что нужно для настоящей книги, – это удобное место встречи с читателем, т. е. свободное торгово-информационное поле.

Таким полем и является ярмарка non/fiction. Сегодня это единственное масштабное мероприятие, которое противостоит девальвации образа книги в сознании читателя. Ни книжные супермаркеты, ни прочие ярмарки, включая помпезное торжище ММКЯ, с этой задачей не справляются. А, наоборот, заваливают полиграфическим шлаком пространство между читателем и книгой.

Большинство издательств, которые были представлены на стендах, небольшие – или “бутиковые” (“Издательство Ольги Морозовой”, “WAM”, “Запасный выход”, “Самокат”, “Трилистник”), или “средней руки” (“Симпозиум”, Ad Marginem, “Ультра. Культура”, “Иностранка”, “Время”, “Б.С.Г.-Пресс”). Но и те и эти объединяет индивидуальный вкус и чутье издателей и составителей, лежащие в основе издательской политики. Иными словами, каждое небольшое издательство имеет свою интеллектуальную физиономию.

В рамках ярмарки прошли семинары, где обсуждались, условно говоря, “проблемы бытования книги в современном обществе”. А также дискуссии на тему технологий продвижения русской литературы на Запад. Но самым ярким интеллектуальным “анонсом” ярмарки можно считать реанимацию журнала Fashion Theory на русской почве, задуманную в издательском доме “НЛО”. Журнал обещали в марте. Исходя из нашего отставания от западных практик в осмыслении моды – лет на двадцать – он придется как раз кстати.

Семинары и презентации чередовались с выступлениями писателей и поэтов. Самыми заметными гостями ярмарки стали передовая польская писательница Ольга Токарчук и знаменитый (в том числе и постановками Виктюка) француз Эрик-Эммануэль Шмитт.

А вот любопытные книги, которые были обнаружены на ярмарке. О них мы поговорим в ближайшее время. Это “Автобиография” Майлса Дэвиса, “От Ваньки Каина до мафии. Прошлое и настоящее уголовного жаргона” Михаила Грачева, “Краткая история современной живописи” Герберта Рида, альбомы “100 знаменитых площадей мира”, “Буддизм. История. Каноны. Искусство” и “Высокий сталинский стиль”, фотоальбом Хельмута Ньютона, “Атлас Тартарии. Евразия на старинных картах” И. Фоменко, “Слово о русской пище” Ирины Лутовиновой и кое-что еще.

...Настоящая книга, в каком бы жанре она ни была написана, является невольным носителем информации о состоянии интеллектуальной сферы современного общества. Задача книжной ярмарки – раскрыть и передать эту информацию потребителю с наименьшими искажениями. Довести до сведения. Интерпретировать. В формах семинара или вручения премии – не важно. Так вот, седьмая ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction свела потери информации к минимуму. И поэтому – удалась.