“Суал” отстоял завод


Конкурс по продаже 68%-ного госпакета акций Запорожского алюминиевого комбината состоялся в конце 2000 г. Сначала его победителем признали внешнеторговую фирму “КрАЗ”, предложившую более $100 млн. Но уже в январе 2001 г. Высший арбитражный суд Украины отобрал победу у КрАЗа, после чего 68% комбината достались второму претенденту – российской компании “АвтоВАЗ-Инвест”, предложившей за госпакет $69,5 млн. В конце 2004 г. “АвтоВАЗ-Инвест” добавил к этим акциям еще 29,5% ЗАлКа. Близкие к нему структуры скупили на рынке 4,5% и еще 25% приобрели на повторном приватизационном конкурсе за $7,3 млн. Тогда же ЗАлК перешел под контроль “Суала”. Группа выкупила 95% акций “АвтоВАЗ-Инвеста” и получила контроль почти над 98% акций комбината.

Но Живаго не сдавался. Сначала КрАЗ оспорил законность продажи 68% акций комбината в районном суде Киева и выиграл дело в трех инстанциях, включая судебную палату по гражданским делам Верховного суда Украины. Этой весной она постановила вернуть акции ЗАлКа КрАЗу. ЗАлК обратился в Верховный суд с требованием отменить все предыдущие решения по незаконности его приватизации. На прошлой неделе суд удовлетворил просьбу комбината, а заодно закрыл производство по делу, говорится в тексте судебного решения, копия которого имеется в распоряжении “Ведомостей”. “Мы с cамого начала были уверены в прочности позиций “АвтоВАЗ-Инвеста”, – радуется представитель “Суала” Алексей Прохоров. В Верховном суде от комментариев воздержались, подтвердив только факт слушаний дела 30 ноября.

Решение Верховного суда окончательное и обжалованию не подлежит, отмечает партнер киевской юрфирмы “Правис: Резников, Власенко и партнеры” Алексей Резников. Единственный шанс Живаго – найти новый повод для тяжбы “по вновь открывшимся обстоятельствам”. Другой вариант – обратиться в Европейский суд по правам человека, обвинив Украину в нарушении его прав. Украина – член Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, так что республике придется выполнить постановление Страсбургского суда, добавляет юрист.

Получить комментарии Живаго вчера не удалось. В его приемной связать с ним отказались. Воздержались от комментариев и в Фонде госимущества (ФГИ) Украины. Еще весной председатель фонда Валентина Семенюк заявляла, что ЗАлК нужно вернуть в госсобственность, поскольку российский инвестор не выполняет взятые на себя инвестобязательства. Получив госпакет ЗАлКа, “АвтоВАЗ-Инвест” обязался вложить в комбинат $200 млн за пять лет, но пока инвестировано лишь около $52 млн. “Инвестициям мешали иски [Живаго], в обеспечение которых замораживалось перечисление средств, теперь эти препятствия устранены”, – заключает Прохоров. Правда, он не смог ответить на вопрос, вложит ли теперь “АвтоВАЗ-Инвест” оставшиеся $150 млн: “Это будет зависеть от решения украинских властей по тарифам на электроэнергию”.