Испытание для “Нефтяного”


Генпрокуратура решила сообщить общественности о результатах обыска в банке “Нефтяной” (см. врезку). Из ее заявления выяснилось, что уголовное дело “по факту совершения через КБ “Нефтяной” незаконных банковских операций” (ч. 2 ст. 172 и 174 УК) возбуждено еще 16 февраля 2005 г. По версии следствия, в банке с 2000 г. “создана и функционирует устойчивая группа”, участники которой открыли счета различных обществ и товариществ, через которые прошли десятки миллиардов рублей. Все сделки и управление счетами “осуществлялось от имени подставных лиц, а основным их контрагентом являлся КБ “Нефтяной”, считает следствие.

“Они нам, по сути ,предъявляют обвинение, – негодует председатель совета директоров концерна “Нефтяной” Борис Немцов. – Мы готовы сотрудничать со следствием, но не будем дебатировать через прессу. Мы навели у себя порядок, давно прекратили всякие операции с наличными деньгами”. Он уверяет, что с этого года банк “действует исключительно в правовом поле”, у него полностью сменился менеджмент, а Центробанк “изучил фактическое состояние дел буквально под микроскопом”. “Следователи прекрасно это знают, к новому менеджменту банка и владельцу у них нет претензий”, – возмущается Немцов. Генпрокуратура же отказалась что-либо добавлять к пресс-релизу.

Смена руководства в “Нефтяном” началась год назад, и в мае 2005 г. председателем правления банка стала Марина Чекурова. Экономист по образованию, она долго работала на руководящих должностях в Минфине и РФФИ, а в 1999–2005 гг. была первым заместителем гендиректора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Чекурова отказалась обсуждать с “Ведомостями” пресс-релиз Генпрокуратуры, но пообещала, что в понедельник будут “подробные комментарии по общей ситуации” в банке. Бывший коллега Чекуровой по АРКО на условиях анонимности говорит, что ее приход в “Нефтяной” считали назначением “кризис-менеджера, который должен перепрофилировать банк”. “Не думаю, что она стала бы рисковать своей репутацией и прикрывать сомнительные операции [в “Нефтяном”], – говорит собеседник “Ведомостей”. – Я практически исключаю ее причастность к таким операциям”.

Сейчас руководству “Нефтяного” предстоит “сделать все, чтобы банк продолжал работать и выполнял обязательства перед клиентами”, признался Немцов. Многие, по его словам, относятся к ситуации “с пониманием”. “Я не видел пресс-релиза Генпрокуратуры, – говорит гендиректор “Технопромэкспорта” Сергей Моложавый. – Накануне в банке меня заверили, что клиенты не пострадают, а ликвидности достаточно для расчетов по всем обязательствам. Теперь мы попросим от менеджмента банка подробных комментариев”. У его компании в “Нефтяном” депозит в несколько миллионов долларов. “Думаю, после такого пресс-релиза клиенты побегут забирать деньги. Надеюсь, мы успеем”, – поделился своей тревогой один из клиентов банка.

Топ-менеджер “Нефтяного“ в неофициальной беседе с “Ведомостями” признался, что сегодня “судя по всему, будет сложная ситуация”. “Клиенты звонят, деньги забирают, – сетует он. – Мы сейчас все меры предпринимаем, чтобы исполнить обязательства. Пока ликвидности достаточно. А частных вкладчиков у нас относительно немного – около 2000”. Выемки документов в банке, проверки и запросы были и раньше, признался собеседник “Ведомостей”: “У нас были жесткие указания от акционеров полностью выполнять все требования следствия, мы предоставляли информацию тоннами”.

Наличие открытого уголовного дела не помешало банку войти в систему страхования вкладов в конце сентября 2005 г. Руководители Центробанка в пятницу вечером и в выходные были недоступны. А адвокат Коллегии адвокатов Московской области Александр Боломатов напомнил, что это “не первый случай, когда проблемы возникают у банка – участника системы страхования”. “ЦБ просто мог не знать о расследовании, но и наличие уголовного дела по закону не является препятствием для вступления в систему страхования”, – говорит юрист.

Президент РСПП Александр Шохин не исключил, что ситуация вокруг проверок в “Нефтяном” и МДМ-банке обсудит на этой неделе бюро РСПП, в которое входит и владелец “Нефтяного”. “Нам предстоит разобраться, что произошло”, – говорит Шохин. Если следствие предъявит претензии самому Линшицу, он станет третьим членом бюро после Михаила Ходорковского и Киселева, в отношении которого заведено уголовное дело.