Как потерять миллиард


Pyaterochka Holding объявила в пятницу, что ее чистая выручка (без НДС) по итогам 2005 г. составит около $1,3–1,35 млрд, т. е. почти на $300 млн меньше предыдущего прогноза. В середине сентября “Пятерочка” назвала чистую выручку за первое полугодие 2005 г. в $638,2 млн (рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. на 20%), пообещав, что в годовых продажах она составит всего 40%. Таким образом, во втором полугодии компания ожидала чистые продажи в $956,8 млн, а совокупно по году – $1,595 млрд.

После заявления котировки “Пятерочки” поползли вниз и в течение дня упали с $24,5 за GDR (четыре GDR соответствуют одной акции) до $15,1 (размещение в середине мая происходило по цене $13 за GDR).

Случившееся настолько озадачило аналитиков, что многие из них в пятницу воздерживались от комментариев или просили не называть их имени. “2 декабря у “Пятерочки” была самая высокая капитализация – $3,9 млрд ($25,3 за GDR), – вспоминает аналитик МДМ-банка. – Последнюю неделю она держалась на уровне около $3,4 млрд, а в течение пятницы снизилась почти на $1 млрд – до $2,35–2,4 млрд”. МДМ-банк, по его словам, собирается дать по бумагам рекомендацию “держать”. “С понедельника инвесторы, в портфеле которых есть акции “Пятерочки”, начнут играть на повышение – никто не хочет закончить год с потерями. К Новому года GDR может подрасти до $18”, – считает аналитик.

Алексей Языков из “Атона” разделяет его оптимизм: “Мы продолжаем любить “Пятерочку” и по нынешней цене любим ее даже больше”. “Атон” рекомендует своим клиентам покупать акции и прогнозирует цену в $20,5 за GDR. Алексей Кривошапко из Объединенной финансовой группы (ОФГ) считает, что акции подрастут до $21 за GDR.

В “Пятерочке” объясняют, что достичь нужных продаж им помешала обострившаяся конкуренция в Петербурге – снижение темпов роста наблюдалось именно по петербургским магазинам. “По нашим данным, посещаемость питерских магазинов сети за 2005 г. сократилась почти на 30% из-за роста конкуренции, – соглашается Кривошапко из ОФГ. – В Питере уже в 2004 г. доля современных форматов в торговле составляла 60%”. А Языков из “Атона” считает, что “Пятерочка” включила в прогноз выручки приобретение новых сетей с оборотом до $250 млн, но покупка не состоялась.

“Такого [резкого изменения прогноза и обвала котировок] на моей памяти еще не было. В 2006 г. “Пятерочке” придется показывать хорошие результаты, чтобы вернуть доверие инвесторов”, – говорит Кривошапко. “Сети придется сфокусироваться на росте, чтобы доказать, что это случайность”, – согласен Языков. Аналитик МДМ-банка полагает, что другие сети скорректируют свои планы по IPO. “Арбат Престижу”, например, будет сложнее разместить свои акции”, – говорит он. А аналитик “Уралсиба” Марат Ибрагимов связывает с заявлением “Пятерочки” пятничное снижение котировок “Седьмого континента” на 7%.

Если “Пятерочка” увеличит чистую выручку в 2005 г. на 23% (до $1,35 млрд) вместо ожидаемых 45%, она может лишиться первого места в рейтинге крупнейших розничных компаний. В конце ноября другая сеть дискаунтеров – “Магнит” – объявила в меморандуме к выпуску облигаций, что в 2005 г. ее чистая выручка должна вырасти на 87% до $1,6 млрд.