ОРИЕНТИРЫ: Прощание славянки


Гостиница “Украина” – одна из знаменитых высоток и вместе с тем одна из ключевых гостиниц в столице. В свое время здесь останавливались такие звезды, как Марчелло Мастроянни, Роберт Де Ниро, Мишель Легран и Патрисия Каас. Самая высокая (206 м) в России гостиница с самым высоким (73 м) среди московских высоток шпилем, построенная по проекту архитекторов Алексея Мордвинова и Вячеслава Олтаржевского, была открыта 24 мая 1957 г.

Площадь всего комплекса составляет 73 200 кв. м. В гостинице 929 номеров, в которых и по сей день сохранились мебель и отделка из карельской березы и других натуральных материалов. А в некоторых номерах висят подлинники картин Василия Поленова, Александра Дейнеки, Дмитрия Налбандяна и других гениальных художников (всего более 1000 полотен).

Судьба гостиницы была предрешена 23 августа 2005 г., когда вышло распоряжение правительства Москвы № 1620-РП “О продаже принадлежащего городу пакета акций ОАО “Гостиница “Украина”. Инвесторов на “Украину” искали довольно долго. Предложение о продаже отеля озвучивалось и на последнем салоне Exporeal, прошедшем в Мюнхене в октябре этого года. Стартовая цена выставляемой на продажу гостиницы – $157 млн – показалась иностранным инвесторам завышенной. Как выяснилось, напрасно. 23 ноября гостиница была продана за $274 млн, т. е. почти вдвое дороже.

Многих участников рынка удивила цена сделки. “Если объявленная цена в $274 млн верна и деньги будут перечислены, то она станет самой большой на сегодняшний день суммой, уплаченной за гостиницу в России”, – отмечает партнер компании Ernst & Young Джеральд Гейдж.

В самой гостинице тоже считают цену сделки завышенной. “Учитывая то, что новый хозяин будет проводить глобальную реконструкцию и реставрацию гостиницы, считаю, что она продана дороговато”, – говорит начальник рекламной службы гостиницы “Украина” Елена Елисеева.

Но мнению Гейджа, выводы о том, высокой или низкой является цена сделки, можно будет делать только после того, как станут известны все ее составляющие.

“Лучшие в мире гостиницы, расположенные в Нью-Йорке, Париже и Лондоне, в последнее время продавались из расчета от $700 000 до $1 млн за номер. Эти объекты принадлежали всемирно известным гостиничным брэндам. Их отличали профессиональный менеджмент и идеальное состояние, – отмечает Гейдж. – Что касается “Украины”, управление которой не соответствует международным стандартам и которая требует существенных расходов на благоустройство, то цена около $300 000 за номер выглядит слишком высокой. Относительно высокая цена может также отражать отдельные неизвестные факторы, касающиеся условий продажи. Например, договор может включать в себя дополнительные права на землю или привилегированные девелоперские права на дополнительное строительство на территории объекта”.

В свою очередь, генеральный директор Hotel Consulting & Development Group Александр Лесник считает, что “Украину” продали “очень дорого”. По его мнению, столь высокая цена сделки объясняется заинтересованностью покупателей в переоборудовании гостиницы, в результате которого она может стать более доходной, нежели ранее. Если этого не произойдет, проект будет окупаться лет 20.

Удачной представляется идея оборудования на территории гостиницы жилых апартаментов. “Многофункциональный комплекс окупается гораздо быстрее, чем просто гостиница”, – отмечает старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle Hotels Марина Усенко.

По мнению генерального директора УК “Прогресс Гостиницы и рестораны” Станислава Ивашкевича, цена приобретения “Украины” не так завышена, как это кажется на первый взгляд. “Вложение $50–70 млн в капитальный ремонт, доведение гостиницы до формата “4 звезды”, а также организация качественного менеджмента наряду с сохранением существующих в московских гостиницах расценок на размещение – все эти факторы позволят новым владельцам отеля уже через три года после реновации выгодно продать бизнес”, – поясняет Ивашкевич.

Городская администрация вполне удовлетворена итогами аукциона. Согласно закону Москвы от 30.06.2005 № 24 “О внесении изменений в закон г. Москвы от 15 декабря 2004 г. № 85 “О бюджете г. Москвы на 2005 г.” плановые поступления от продажи акций, находящихся в собственности Москвы, должны составить 4,5 млрд руб. Таким образом, только поступления от продажи “Украины” превысят этот показатель в 1,75 раза. Доходы от продажи отеля превысили сумму поступлений денежных средств в бюджет Москвы от продажи акций открытых акционерных обществ за 2004 г. в 4,5 раза.

Вместе с тем источник “Ведомостей” в ОАО “ГАО “Москва” считает, что стремительность, с которой ушла гостиница, должна стать сигналом для других инвесторов. Если за отель уплатили такую внушительную сумму, значит, кому-то это надо. В самое ближайшее время городу предстоит расстаться со своей долей акций в гостиницах “Балчуг” (69%), “Ренессанс” (51%), “Будапешт” (30%). Есть над чем задуматься. Судьба всех этих гостиниц будет в немалой степени зависеть и от других акционеров, от их желания пойти друг другу навстречу. “Украине” в этом смысле проще – у нее будет один владелец.

Дело даже не в том, кто в итоге приобрел гостиницу. Таинственное ООО “Бисквит” не знают ни в правительстве Москвы, ни на гостиничном рынке. Можно долго выяснять, интересы какой финансово-промышленной группы на самом деле стоят за владельцами компании – победителя аукциона. Но совсем не это интересует широкую общественность, а то, что же будет с “Украиной” после продажи. Ясно одно: новому владельцу предстоит инвестировать значительные средства в реконструкцию отеля. По-видимому, она будет проводиться в режиме on line, т. е. постепенно, этаж за этажом.

“Загрузка гостиницы на сегодняшний день составляет 100%, – говорит Елисеева. – Туроператоры просто нас не поймут, если мы закроем гостиницу на реконструкцию”. Первые инвестиции в новый имидж гостиницы в размере $5 млн будут выплачены компании Hotel Service Management (Switzerland) Limited в счет погашения долга за проводившиеся ей несколько лет назад очистку и ремонт фасадов “Украины”. Дальше все зависит от профессионализма новых владельцев.

Согласно уже означенному выше распоряжению мэра № 1620-РП владельцы должны “обеспечить на основании планово-реставрационного задания Москомнаследия и в соответствии с условиями соответствующего охранного обязательства проведение в 2005–2008 гг. работ по реставрации и приспособлению к современному использованию здания гостиницы “Украина” с целью создания гостиницы международного класса категории “4 звезды”. Что будет с “Украиной”, если реставрация не завершится к 2008 г., сказать пока трудно. От судьбы “Москвы” и “России” ее защищает охранное свидетельство № 597 – “Украина” является памятником истории и культуры.

Что касается календаря с натюрмортами, то я безумно сожалею о его утрате. В рекламной службе “Украины” таких календарей тоже уже не осталось. Остается надеяться, что новый собственник “Украины” сохранит не только интерьеры гостиницы, но и ее бесценное культурное наследие, находящееся на балансе учреждения. “Украина” была и останется знаковым для города отелем.