Президент смягчился


Учесть пожелания президента парламентарии должны уже к среде – 16 декабря Госдума планирует рассмотреть законопроект во втором чтении. “Цели проекта заслуживают поддержки”, – полагает президент, а вот предлагаемые механизмы должны быть скорректированы. Предлагается отказаться от государственной регистрации международных и иностранных организаций в качестве общественных, поскольку такая форма организации зачастую противоречит их национальному законодательству. Рекомендовано установить порядок, который обяжет их уведомлять “уполномоченный федеральный орган исполнительной власти” о целях и задачах своей деятельности, а также отчитываться по объемам и целям финансовых операций. Уведомительные процедуры рекомендовано пройти в шестимесячный срок. Общественным объединениям, в том числе и отечественным, не имеющим юридического лица, позволено жить без него, однако отчитываться о получении грантов и любых других средств от иностранных организаций и граждан придется даже частным лицам. При этом президент напоминает о необходимости предусмотреть ответственность для тех, кто уклоняется от отчета о зарубежных источниках финансирования своей деятельности.

То, что глава государства не стал прямо вмешиваться в законодательный процесс, четко сформулировав поправки, а всего лишь высказал свою позицию, “внушает оптимизм”, убеждена председатель Совета при президенте по содействию и развитию институтов гражданского общества Элла Памфилова. Теперь можно закон “довести до ума”, считает она.

Впрочем, времени на доводку осталось не так много. Исправленный вариант законопроекта может быть готов ко второму чтению уже в понедельник, полагает глава парламентского комитета по госстроительству Владимир Плигин: профильный комитет трудился над ним в течение всех выходных. Депутат не видит проблем в отсутствии четко сформулированной законодательной инициативы со стороны Кремля: “Это традиционная форма работы, в заключении содержатся конкретные предложения, которые будут оформлены с точки зрения законодательной техники”.

Однако далеко не все представители общественности, ознакомившись с заключением президента, готовы поверить в счастливое избавление. Председатель общественного движения “За права человека” Лев Пономарев полагает, что формат, в котором президент высказал свои пожелания, позволит парламентариям заложить в законопроект все, что изначально планировалось. “Налоговики нас и так проверяют, для контроля за доходами и расходами организаций не нужно было писать новый закон”, – отмечает он. По мнению Пономарева, власть стремится наладить в первую очередь контроль за финансированием политической деятельности общественных организаций, хотя это понятие можно трактовать как угодно широко.

“Налоговые службы по определению не в состоянии проследить за соответствием финансовой деятельности НКО заявленным в уставе целям”, – убежден зампред комитета по делам общественных организаций Александр Чуев. Даже объем их финансирования из-за рубежа до сих пор остается неподсчитанным. По его мнению, предложенная президентом “уведомительная” форма контроля за финансами иностранных организаций – это шаг, на который президент был вынужден пойти в связи с очевидным давлением Запада. “Мне очень жаль, что у нас такая серьезная и большая страна и мы не можем самостоятельно решить простые и понятные вопросы, которые связаны с техническим порядком деятельности наших НКО. Президент может быть связан какими то обещаниями – но в любом случае он пошел на определенную уступку”. С депутатом не согласна Элла Памфилова, первой обсудившая с Путиным возможные последствия законопроекта. “Президента интересовало прежде всего негативное влияние на гражданское общество внутри страны, – говорит она. – Наоборот, чем больше Запад давит, тем больше оснований получить обратную реакцию. И уж тем более не является серьезным аргументом критика со стороны США: там хватает собственных проблем с правами человека”. С ней соглашается бывший министр иностранных дел Андрей Козырев: “Это нормальная реакция президента на критику, которую законопроект встретил внутри страны, мнение международной общественности если и учитывалось, то гораздо в меньшей степени”.

На самом деле уступки были заранее запрограммированы, убежден директор группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин. Власть применила уже испытанную технологию: проси больше, получишь сколько нужно. “В результате президент смог проявить уважение и к Западу, и к правозащитникам, да и главные задачи оказались решены: пройдет перерегистрация НКО, а ощущение, что общественная деятельность ведется в основном на деньги Запада, уже сложилось”.