Сыграли на повышение


Это Газпромбанк скупал акции на бирже, полагает аналитик “Антанты Капитал” Денис Матафонов. Но цель банка – не столько увеличение собственной доли в энергокомпании, сколько повышение цены акции, уверен он. Газпромбанк в прошлом году скупал акции московской компании по 4–8 центов, поясняет Матафонов, а если в конце года они будут стоить 14–15 центов, это позволит банку показать дополнительно порядка $500 млн прибыли от вложений в ценные бумаги. Только за четверг Газпромбанк мог заработать порядка $200 млн “бумажной” прибыли, подсчитал Скрябин.

Акции “Мосэнерго” снискали у участников рынка славу неспокойной бумаги. В прошлом году, когда структуры “Газпрома” скупали пакет столичной энергокомпании на рынке, ее капитализация достигала половины стоимости всего РАО “ЕЭС России”. “Эти скачки многим брокерам принесли немалые убытки”, – вспоминает трейдер “Тройки Диалог” Алексей Долгих. С апреля под тикером “Мосэнерго” торгуются только генерирующие активы, на которые приходится 47% активов бывшей компании. Но и сейчас акции столичной энергосистемы остаются волатильными: с апреля котировки акций компании в РТС за день менялись больше чем на 10% десять раз.

Очередной такой скачок случился в минувший четверг: акции “Мосэнерго” подорожали в РТС на 13,7%, а на ММВБ – на 25%. Биржам даже пришлось приостанавливать торги этими бумагами. Акции активно скупали, отмечает трейдер “Антанты Капитал” Дмитрий Перегудов. Об этом говорят большие объемы торгов: на ММВБ – 619 млрд руб., в РТС – $345 500. В пятницу на ММВБ произошла коррекция – акции “Мосэнерго” подешевели на 7% до 4,2 руб. за штуку, а вот в РТС они продолжили дорожать и прибавили за день 0,34% – до $0,1455.

Объективных причин для такого роста не было, уверяет аналитик “Атона” Дмитрий Скрябин. Формально повышение котировок можно было бы объяснить положительными для энергореформы итогами заседания правительства, которое состоялось в четверг. В частности, чиновники поддержали предложение РАО “ЕЭС России” уже в следующем году провести IPO нескольких генерирующих компаний (в их числе может быть и “Мосэнерго”). Но эти новости были положительны практически для всех энергокомпаний и самого РАО ЕЭС, говорит Скрябин, а столь сильно подорожали только бумаги “Мосэнерго”.

Рост котировок “Мосэнерго” напрямую влияет на размер его прибыли по итогам года, признает сотрудник Газпромбанка. Происходит переоценка акций по рыночной стоимости и это отражается в балансе, поясняет он, но фактически эта прибыль не возникает. О том, что банк возобновил скупку бумаг, ему не известно. С начала года акции “Мосэнерго” формально практически не подорожали (на ММВБ прибавили почти 3%, в РТС потеряли 1%). Но тогда торговались акции объединенной компании, поэтому банк в любом случае получит прибыль от этих бумаг, говорит сотрудник Газпромбанка.

Конечно, прибыль будет “бумажной”, соглашается Матафонов. Но данные отчета, по его мнению, могут повлиять на цену покупки Dresdner Bank доли в Газпромбанке. На прошлой неделе Газпромбанк сообщил, что собирается продать немецкому банку 30% акций, для чего проведет допэмиссию. Была названа только нижняя планка цены – порядка $800 млн. Окончательная цена еще не согласована, сказал источник, знакомый с условиями переговоров. В Dresdner Bank и Газпромбанке дать официальные комментарии отказались. Но источник, близкий к немецкому банку, сомневается, что рост стоимости бумаг “Мосэнерго” связан со сделкой.

В “Мосэнерго” дать комментарии отказались.