Узость мысли


“Глобальная автомобильная промышленность достигла максимальной экономии от масштабов производства. Различные марки используют одни и те же комплектующие от одних и тех же поставщиков, – говорит профессор Гарел Райс, глава Центра исследований автомобильной промышленности при Кардиффской школе бизнеса. – Сейчас количество поставщиков увеличилось, они стали работать быстрее и профессиональнее. Это означает, что владельцы небольших брэндов могут добиться очень хороших результатов, если смогут предложить автомобилистам оригинальные по дизайну и концепции машины. Выпуская их небольшими партиями, они не будут конкурировать с гигантами, полностью реализуя себя в нише “индивидуального пошива”.

Именно этим путем решили пойти основатели Connaught Тони Мартиндейл и Тим Бишоп. Они познакомились в 1998 г. во время работы на Jaguar. Довольно быстро они поняли, что им по силам создать собственный автомобиль. Все, что для этого нужно, – придумать дизайн, рассчитать технические характеристики автомобиля. Производство можно легко поручить подрядчикам, если не стоит задача создавать с нуля основные узлы и агрегаты. “Нам надоели ограничения, существующие у крупных производителей автомобилей, которые разрабатывают новые модели медленно и неуклюже и боятся рисковать”, – говорит Мартиндейл, инженер по профессии.

Основав в 2002 г. собственную компанию, Бишоп и Мартиндейл решили сосредоточиться на производстве спортивного автомобиля в кузове купе. “Покупатель такой машины – это как раз тот человек, который способен рискнуть, вложив деньги в не самый крупный брэнд, и получить взамен достойный автомобиль выдающегося дизайна”, – говорит Бишоп. В следующем году они выпустят на рынок модель Type-D с бензиновым двигателем под воскрешенным ими брэндом Connaught, который был известен в 1950-х из-за участия в гонках “Формулы-1”. Несмотря на то что на Type-D уже поступило несколько сотен заказов, бензиновая версия всего лишь тренировочная. На 2007 год запланировано появление Cannaught Type-D с гибридным, бензиново-электрическим двигателем. Машина сможет развивать скорость 225 км/ч и расходовать всего 5 л бензина на 100 км. Автомобиль будет стоить

35 000–80 000 фунтов стерлингов ($68 000–150 000). “Мы оцениваем рынок спортивных купе приблизительно в 250 000 автомобилей, что позволяет нам, с нашими объемами производства в сотни машин, надеяться на успех”, – говорит Мартиндейл.

Мартиндейл объясняет, что успех автомобиля на этом рынке зависит от двух факторов: баланса мощности и экономичности и внутреннего пространства. Идея гибридного двигателя возникла как раз из первого из этих факторов: он позволяет сделать машину мощной и при этом весьма скромной при потреблении бензина.

Автомобили с гибридными двигателями популярны в США с конца 1990-х гг., однако европейские покупатели были не знакомы с ними. Мартиндейл и Бишоп показывали свой бизнес-план многим венчурным капиталистам, но те не интересовались прибылью, которую можно получить через шесть-семь лет. Поэтому логично, что в конце концов инвестором компании, оплатившим половину расходов на исследования, стала Energy Saving Trust, некоммерческая организация, созданная правительством в 1992 г. для поддержки методов эффективного использования энергии и сокращения выбросов углекислого газа.

К 2010 г. Cannaught планирует продавать по 2000 машин в год. В глобальных масштабах это, конечно, совсем не много. Однако выход на эти объемы позволит называть Cannaught самым крупным британским – по происхождению владельцев – автомобильным производителем. Все более значимые исторически английские марки давно принадлежат иностранцам: Jaguar – Ford, Rolls-Royce – BMW, Bentley – Volkswagen через его подразделение Audi, MG Rover – китайской Nanjing, а TVR – гражданину России Николаю Смоленскому, сыну банкира Александра Смоленского. (FT, 6.12.2005, Ирина Окунькова)