ИНТЕРВЬЮ: Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – Идею переноса части столичных учреждений из Москвы на малую родину президента Путина обсуждают уже давно. Даже губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко признает, что “все от этой темы устали”. Но первая в России женщина-губернатор не хочет отказываться от своих предвыборных обещаний, данных два года назад. И сейчас Матвиенко так же, как и раньше, продолжает утверждать, что решение о переносе будет принято, причем скоро. Кроме федеральных чиновников, она ожидает переезда из Москвы в Петербург сотрудников головных офисов крупных госкомпаний, а также появления новых инвесторов, ради которых городские власти готовы установить максимально низкие налоги. О президентских выборах 2008 г., ошибках административной реформы и частно-государственном партнерстве Валентина Матвиенко рассказала в интервью “Ведомостям”.

“Реформа была сделана неправильно”

– Давно обсуждается идея переноса столичных функций в Петербург. Есть ли уже ясность, какие именно функции вы получите?

– Думаю, что все от этой темы устали. Многие буквально понимают, что перенесли два министерства, и все – город со столичными функциями. Мы понимаем это в более широком контексте. Скажем, переход крупных компаний в Петербург – это уже придает городу другой статус. Мы, например, сейчас занимаемся тем, что восстанавливаем историческую справедливость – пытаемся вернуть Петербургу федеральное телевещание. Полагаю, что этот проект мы в будущем году реализуем. Параллельно с этим для официального понимания столичности будет принято решение о переходе учреждений федерального статуса в Петербург. Я надеюсь, что до конца этого года решение будет обнародовано.

– Как вы оцениваете перестановки в администрации президента и правительстве?

– Я пять лет отработала в правительстве вице-премьером, и у меня есть своя точка зрения на происшедшую административную реформу. Я считаю, что реформа была сделана неправильно. Сама идея разделить функции на управленческие и контрольные правильная. Нельзя, чтобы министерство занималось управленческими, хозяйственными и контрольными функциями в одном флаконе. Понятно, что самих себя любимых будем контролировать так, как мы это понимаем. Но зачем надо было создавать три звена, мне не понятно. Сегодня выделили агентства, которые занимаются хозяйственными функциями, агентства, которые занимаются контрольными функциями, а по сути они все под министерством. В итоге увеличили административный аппарат, увеличили количество чиновников, теперь в каждой службе своя бухгалтерия, свои хозяйственные подразделения.

– Но ведь теперь растет число вице-премьеров и заместителей министров.

– Ничего нельзя фетишизировать, мол, мы делаем модную систему, сейчас мы всех вице-премьеров – под корень и скажем, что у нас эффективная административная реформа. Мы огромное государство. И невозможно функционировать правительству с премьер-министром и одним вице-премьером. Это на практике нереально. В итоге поработали, поняли, что система работает неэффективно, и очень правильно приняли решение об увеличении количества вице-премьеров. Думаю, что на этом нельзя останавливаться. Логика подсказывает, что целый ряд направлений в экономике и социально-гуманитарной сфере требует большего внимания [правительства].

Мне кажется очень удачным назначение Дмитрия Анатольевича Медведева на национальные проекты. Появился человек, который будет заниматься этим с утра до ночи. Иначе судьба этих национальных проектов может быть плачевной. С учетом юридического образования Дмитрия Анатольевича, с учетом его огромного опыта, который он приобрел в администрации президента, ему с руки этим заниматься. Потом, взаимоотношения правительства и администрации президента не всегда простые. И Дмитрий Анатольевич в этом смысле будет легко координировать действия правительства и администрации по реализации национальных проектов, значение которых, если они будут реализованы, как президентом задумано, будет для страны огромным. А Сергей Борисович Иванов, получив статус вице-премьера, сможет гораздо проще решать вопросы модернизации вооруженных сил, согласования финансирования программы вооружения.

– Вы думаете, что эти перестановки – удачная корректировка административной реформы?

– Я бы так сказала: удачное начало корректировки административной реформы.

“Владимиру Владимировичу еще есть над чем поработать”

– А вы верите в версию, что таким образом начинается операция “преемник” и Медведев может стать премьер-министром, а затем и президентом страны?

– Это популярная тема. 2008 год не за горами, и президент однозначно высказался по этому поводу: на третий срок он не пойдет. На мой взгляд, он поступил правильно. Хотя в таких случаях приходится сожалеть, что еще полный сил человек, получивший колоссальный опыт, имеющий потенциал, должен освобождать эту должность. Но это принятая норма во всех демократических государствах.

– Вам Владимир Владимирович не рассказывал, чем бы он хотел заняться в дальнейшем?

– Думаю, что Владимиру Владимировичу еще есть над чем поработать до 2008 г., нежели думать о том, чем заниматься после 2008 г. Естественно, идут просчеты, кто может занять эту должность. Очень многие могут претендовать на нее. Это в такой же равной степени относится к Дмитрию Анатольевичу, Сергею Борисовичу, к другим людям. Почему нет? Впереди еще два года. Все будет зависеть от того, как намерения и желания того или иного человека будут воспринимать в обществе, каков его потенциал быть избранным, как он себя раскроет, как он себя покажет.

– А вы для себя допускаете такую возможность?

– Для себя нет. Исключаю абсолютно. Заявляю искренне и откровенно: у меня нет никаких амбиций на этот счет. Я человек такой, что, если за что-то берусь, этому посвящаю всю и вся и обязательно стараюсь добиться той цели, которую для себя поставила. У меня очень много задач в городе, которые я для себя поставила обязательными для решения, в частности до 2008 г. – на срок, который я избрана. Я настолько люблю Петербург, что у меня нет никаких намерений менять ни место жительства, ни работу.

– Многие губернаторы уже поставили перед президентом вопрос о доверии к себе. А вы когда собираетесь это сделать?

– Когда меня избирали губернатором, президент публично поддержал меня и тем самым оказал мне большое доверие. И я этим доверием очень дорожу. Я не вижу оснований сейчас повторно спрашивать президента о доверии. Если такое доверие исчезнет, то я думаю, президент мне сам скажет об этом.

– Вы будете стараться, чтобы президент предложил вашу кандидатуру на второй срок?

– Стараться? Я буду стараться выполнить все свои обязательства, которые я взяла перед избирателями и горожанами. Предлагать кандидата – это прерогатива президента. И если допустить, что я соберусь на второй срок, я должна написать заявление. Прежде чем это сделать, я обязательно спрошу мнение петербуржцев. И если петербуржцы подтвердят этот мандат доверия и скажут, что они меня поддержат, я пойду на это. Я никогда не буду себя навязывать.

“Петербург – это государство отдельное”

– Вы считаете, что всеобщие выборы были отменены зря?

– Я так не считаю. Пройдя [через] эти выборы, я была одной из сторонниц изменения системы выборов. Они как минимум лет пять жизни у меня отняли. Потому что, к сожалению, возможности вести выборы цивилизованно у нас нет пока. Мне пришлось пережить клевету, грязь, недобросовестность. И второй раз на выборы в такой форме я бы точно не пошла. Очень легко давать популистские обещания. И население, к сожалению, очень часто проявляет доверчивость. А механизма отозвать этого человека потом у населения нет. Потом они мучаются с этим губернатором, с этим депутатом до конца его срока. Вот пример. Я была вице-премьером. Учителя перекрыли дорогу, сели на рельсы. Я ищу губернатора, а мне говорят, у него 10 дней запоя, через 10 дней перезвоните. И все знали об этом, и народ знал, и ничего не сделали. Только когда закончился его срок, его смогли переизбрать. А Петербург – это государство отдельное, это 5 млн жителей.

Ответственный политик не может заниматься популизмом. И он всегда априори в проигрышной позиции. Я не могла обещать того, что обещали мои оппоненты. Но все, что я пообещала – вы можете взять мою предвыборную программу и ее проверить, – я выполнила с опережением на два года. А были обещания [других кандидатов] такого плана: завтра везде будет метро, всем дадим квартиры, пенсионерам пенсии по 10 000 руб. И люди начинают в это верить. Вот в этом проблема наших выборов. Поэтому пока выбирают представительную власть, это нормально. Но когда исполнительную власть, которая обязана чинить трубы, дома, делать дороги и отвечать перед жителями, – это неправильно. И потом, должен быть человек, которому доверяет глава государства. Такие крупные регионы не могут работать в самостоятельном режиме, они должны работать согласованно с федеральным правительством. Нельзя допустить, чтобы избрали губернатором человека непонятного, невнятного.

– Когда вы стали губернатором, вы называли своей важнейшей задачей привлечение инвестиций в Петербург. Вы считаете, что выполнили ее?

– Мы много времени потратили, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат – конкурентные условия, понятные и прозрачные правила игры, причем одинаковые как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Мы отказались от целевого предоставления земельных участков и перешли на систему торгов, максимально используем возможности законодательства, которые находятся в компетенции правительства Санкт-Петербурга, с точки зрения налоговых льгот. Мы создали структуры в администрации, которые занимаются сопровождением инвестпроектов, что называется, в ручном режиме. Это так называемое единое окно. Раньше любой инвестор должен был ходить по десяткам городских и федеральных структур. А сегодня промышленные инвесторы сдают заявку и через четыре месяца максимум получают готовый пакет документов для реализации проекта. Мы на деле почувствовали очень большой интерес инвесторов к городу. Я сама лично трачу на это время, уже просто иногда не хватает ни времени, ни рук, чтобы переварить все те предложения, которые поступают в город.

– Кого вам удалось заманить?

– Крупный проект начала Toyota. У них был выбор – они смотрели шесть регионов и в конечном итоге отдали предпочтение Петербургу. Еще один крупный проект на $1,5 млрд Шанхайской индустриальной инвестиционной компании – строительство нового крупного городского квартала. Строительство завода по производству труб большого диаметра, который реализует на территории города “Северсталь” с объемом инвестиций более $400 млн. Заводы финской Elcoteq, Bosch-Siemens, “Русского стандарта”.

У нас всегда какое-то с придыханием отношение к зарубежным инвестициям, как будто это мессия, который спасет Россию. Но сегодня деньги начал вкладывать и отечественный бизнес. Предварительное соглашение подписано с Русской содовой компанией, которая будет строить завод по производству стекла с объемом инвестиций порядка 200 млн евро. Компания “Синтез” ведет строительство крупной ТЭЦ на юго-западе – это будет один из наших перспективных регионов для развития. Я таких проектов, реально запущенных, могу перечислить десятки. То, что сегодня у нас в портфеле и с чем мы работаем, это, как правило, конфиденциальные переговоры. Пока называть их я не могу.

– Может быть, хотя бы отрасли?

– Мы ведем переговоры с компаниями с достаточно громкими именами. Одна из компаний взялась за проектирование под площадью Восстания подземного торгового города. Со следующего года начнем строительство Орловского тоннеля – первого автомобильного тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге. Вышло постановление правительства о Западном скоростном диаметре, и мы, как пилотный регион, будем делать этот проект на принципах частно-государственного партнерства и на основе концессии.

“DaimlerChrysler ведет переговоры с правительством”

– Было объявлено, что вместе с Toyota придут и производители комплектующих. Уже известно, кто это будет?

– С пятью компаниями мы ведем переговоры, пока договоренности нет. Максимум в течение первого полугодия следующего года будет подписан необходимый документ.

– А когда примет решение о строительстве своего завода DaimlerChrysler?

– Со стороны города отработаны все условия, подобран участок, подготовлено инвестсоглашение. Если DaimlerChrysler приходит в Россию, они приходят в Петербург, это вопрос уже решенный. Мы в любой момент готовы подписать соглашение, все документы для этого готовы. DaimlerChrysler, насколько мне известно, ведет переговоры с правительством, и вопрос сейчас на стадии согласования условий их прихода в Россию. Это компания, которая производит элитные автомобили, и она ставит вопрос о неких особых условиях вхождения на российский рынок. Они планируют 150 млн евро инвестировать и делают все, чтобы этот проект был экономически выгоден. Пока мне оценить ситуацию сложно. Вероятность и возможность такого решения есть. Все будет зависеть, сумеют ли они достичь договоренности с правительством.

– В чем же загвоздка?

– Они хотят производить в России автомобили класса S. Это высокого класса автомобили, и объем их производства всего лишь от 700 до 1000 в год. На производство методом сборки из комплектующих постановлением правительства дается только 30 месяцев, а после этого они должны переходить на полный цикл. По данном классу автомобилей они не могут выполнить это требование, это объективный фактор. По остальным пяти моделям они абсолютно вписываются в наши условия.

– А где вы выделили участок компании?

– Промышленная зона Шушары, 100 га, то, что они просили. Мы уже ведем инженерную подготовку этой промышленной зоны, к 2007 г. мы должны закончить ее в полном объеме.

“У нас нет ни одного киловатта свободной мощности”

– Вы не только приглашаете инвесторов, но и предлагаете московским компаниям перерегистрироваться в Санкт-Петербурге. Чья это идея?

– Возникла она у нас в Смольном. Вы можете себе представить, сколько нужно средств, чтобы привести город в надлежащее состояние, я уже не говорю о развитии города? У нас уже нет ни одного киловатта свободной мощности электроэнергии. Вот мы делаем художественную подсветку Невского проспекта – там фонарь лишний не подключить, потому что ни один головной источник [электроэнергии] за последние 20 лет не был построен, ни одна подстанция. Санкт-Петербург – город уникальный с точки зрения наличия памятников архитектуры и культуры, истории, это наше национальное достояние. Федеральный бюджет должен выделять деньги на ремонт и реставрацию федеральных памятников, но мы ничего не получаем.

За три года мы в два раза увеличили доходную часть бюджета, и, поверьте, над этим надо было очень много поработать. В 2003 г. бюджет был $2,5 млрд, в 2006 г. – он уже $5 млрд. Но в Москве бюджет на следующий год – 500 млрд руб., хотя территория Санкт-Петербурга в полтора раза больше Москвы. Чтобы город нормально жил, надо порядка 300 млрд руб. в год. Поэтому мы обратились к бизнесу, призвав его к социальной ответственности, объяснив, что город готов предоставить более благоприятные условия. И мы рады тому, что часть бизнеса проявила заинтересованность и откликнулась.

– Откликнулись только госкомпании или частные тоже интересуются?

– К нам перерегистрировался Внешторгбанк. Мы полагаем, что в ближайшее время это сделают “Транснефтепродукт” и “Совкомфлот”. Мы ведем переговоры с целым рядом компаний, как государственных, так и частных. Есть вероятность того, что еще несколько компаний в ближайшее время могут принять такое решение.

– Вы объявили, что “Газпром” зарегистрирует в Петербурге свое подразделение, на налоги которого будет построен новый стадион для “Зенита”. Что это за подразделение?

– Мы в процессе диалога. Пока переговоры не завершены, я не могу сказать о результатах. Стадион не будет строиться на деньги “Газпрома”, это непрофильный бизнес для “Газпрома”. Речь идет о том, что возможен переход на налоговый учет в Петербург ряда компаний, которые будут платить в бюджет города налоги, и за счет бюджетных денег мы будем строить стадион, который станет собственностью города. А “Газпром” презентовал строительство современного высотного здания своего нового офиса в Санкт-Петербурге, который будет его центром на Северо-Западе. Объемы бизнеса “Газпрома” в регионе активно расширяются, и они хотят децентрализовать управление этим бизнесом.

– Город ежегодно увеличивает бюджет, но при этом Минфин предлагает проводить “отрицательные трансферты” – забирать у регионов половину суммы, превышающей двойную среднероссийскую бюджетную обеспеченность. Как вам такая идея?

– Официально Минфин никогда об этом не говорил, и думаю, что это решение никогда не будет принято. Наоборот, межбюджетную методику надо пересматривать с точки зрения стимулирования тех регионов, которые активно работают, наращивают экономику и темпы экономического развития, чтобы у них был стимул этим заниматься. Иначе мы породим паразитов, которые будут сидеть и ждать, когда им из федерального бюджета дадут побольше трансфертов. Но если даже допустить возможность такой методики, то по бюджетной обеспеченности Петербург не входит в десятку лидеров. Нам это не угрожает.

“Я не доверяю никаким фондам”

– Около года назад вы объявили о создании фонда развития Петербурга. Уже есть какие-то результаты его работы?

– Мы подписали соглашение с Тюменской областью, которая выразила готовность участвовать в этом. Я очень благодарна [бывшему тюменскому губернатору] Сергею Семеновичу Собянину и компании ТНК-BP, которая проявила готовность сотрудничества с Санкт-Петербургом в этой сфере и выделила в 2005 г. $25 млн. Мы создали фонд развития, в состав которого входят представители ТНК. Я вообще не доверяю никаким фондам, но когда в них входит бизнес, то, как правило, в таких фондах считается каждая копейка.

Бизнес умеет считать деньги и оценивать эффективность. Все средства, которые туда поступают, направляются на восстановление исторического наследия Петербурга. Мы выбрали несколько знаковых памятников – Смольный собор, Александро-Невская лавра. Еще один проект – программа “Фасады Петербурга”. В этом году отремонтировали фасады 140 зданий в историческом центре. Они раскрылись, и вид совершенно другой. Петербург – это визитная карточка России. И когда стоят уникальные здания ободранные и полуразрушенные, то стыдно. Город выделяет деньги на здания, принадлежащие городу. Но мы не можем финансировать ремонт зданий, не относящихся к собственности города, федеральные памятники. За счет внебюджетного фонда мы привели город в порядок, и эту программу будем продолжать в будущем году.

– А кто еще присоединился к фонду?

– Пока только ТНК-ВР. Но у нас есть несколько направлений. С [министром экономического развития] Германом Оскаровичем Грефом и с бывшим министром [транспорта] Сергеем Франком мы создали фонд по восстановлению Ораниенбаума. В этот фонд перечисляют средства целый ряд компаний, население, чиновники. Часть своей зарплаты и Владимир Владимирович [Путин] перечислил в этот фонд, и Герман Оскарович. Думаю, что этот фонд начнет пополняться и другими компаниями.

– Ваш сын Сергей занимается бизнесом, работает в ранге вице-президента во Внешторгбанке. Он к вам часто обращается за помощью?

– Сергей действительно вице-президент Внешторгбанка и отвечает за IT-технологии. Сейчас они готовят новый крупный проект по модернизации, и он очень поглощен этим – с утра до вечера работает. Мой сын очень самостоятельный человек, поскольку я всегда была занята по работе. Он с первого класса – ключ на шею, сам в школу, из школы, во дворец [пионеров], в кружок. Он с детства все делает сам, всегда рассчитывает только на свои силы, никогда ни с чем ко мне не обращается. К нему обращаются многие. Но у него на это всегда один ответ: мама мамой, а я сам по себе. Его даже обижает, что его воспринимают как сына губернатора, а не как просто обычного нормального человека. Кроме того, я в IT-технологиях ничего не понимаю и не могу ему ничего посоветовать. А чем губернатор Петербурга может помочь в реализации проекта во Внешторгбанке? Нет, он все вопросы, которые у него есть, решает самостоятельно. И я этим очень горжусь. Знаю, что в это никто никогда не поверит, но я говорю как есть.