Спорная покупка МТС


МТС вчера объявила, что купила за $150 млн у казахской “Альянс Капитал” 51% акций Tarino Limited, владеющей 100% акций “Битела”. Также МТС получила опцион на выкуп оставшейся доли в Tarino до конца 2006 г. Деньги на покупку, по словам президента МТС Василия Сидорова, компания заняла у ING Bank. “Эта сделка соответствует нашей стратегии – приобретать лидеров рынка”, – говорит Сидоров. МТС уверена в потенциале “Битела” и рынка Киргизии. “По нашим оценкам, число абонентов мобильной связи в Киргизии к 2010 г. превысит 2 млн человек”, – считает Сидоров.

Впрочем, сначала МТС предстоит доказать свои права на акции “Битела”, вокруг которого уже год кипят нешуточные страсти (см. врезку). В МТС признают, что купили непростой актив. Если из-за судов оператор потеряет свою долю в “Бителе”, это существенно скажется на его операционной и финансовой деятельности, говорится в пресс-релизе МТС. Однако Сидоров относится к ситуации философски: “Большинство сделок предполагают юридические риски”. Опыт борьбы за активы в СНГ у МТС есть: прокуратура Украины оспаривала законность покупки UMC, туркменская Barash Communications Technologies лишилась лицензии на следующий день после покупки ее МТС. Обе ситуации в итоге разрешились в пользу российского оператора.

Представитель “Альянс Капитала” Ерканат Абени утверждает, что юридически сделка чиста, иначе “МТС не пошла бы на нее”. Altimo ситуацию с “Бителом” не комментирует. А источник, близкий к “Резервспецмету”, напоминает, что МТС купила не сам “Бител”, а лишь компанию, владеющую им: “Претендовать на “Бител” МТС не вправе, “Резервспецмет” был признан собственником этой компании”.

“Бител” стоит того, чтобы за него побороться, уверен аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский: “Это монополист рынка GSM-связи с хорошей абонентской базой”. “Исходя из стоимости одного абонента “Битела” в $650, это самая дешевая покупка российским оператором актива в странах СНГ”, – добавляет Погребинский. А старший аналитик “Уралсиба” Константин Чернышев считает приобретение МТС не столь удачным, как может показаться на первый взгляд. “ARPU всего в $11 при монопольном положении на рынке не дает поводов для оптимизма”, – замечает Чернышев, напоминая, что абоненты узбекской Uzundrobita в момент ее покупки МТС приносили $23 в месяц.