Супер обложки


Московский дом фотографии встал на ремонт и в этом сезоне показывает свои выставки в цокольном этаже новодельного Манежа. Для выставки американского фотографа Андреса Серрано ужасы ремонта обернулись большим везением. В залы Дома фотографии его огромные работы едва ли влезли бы, а их интенсивный цвет на близкой дистанции оглушал бы зрителя до контузии. В гигантском Манеже – им самое место.

Серрано – известный арт-фотограф, прославившийся скандальными сериями – антиклерикальными и про морги. Поэтому на его выставку идти было как-то боязно, и напрасно. Показывают в Манеже и кровь струями, и мозги в банке, и покойников в морге, и деву с огромной рыбой в руках (“Пьета”), и священника рядом с обнаженной, но это все снято так эстетски ярко и так абстрагировано от реальности, без психологизма, что огромные фотографии совсем не пугают.

Можно, конечно, предположить, что самого провокативного и скандального Серрано нам не показали, но вряд ли – манера фотографа, творчески выросшего во времена торжества поп-арта, отличается умением превращать все ужасное в огромную, яркую и, хочется даже сказать, рекламную картинку. Но рекламные фотографии редко бывают настолько необычными, так откровенно заигрывающими с кичем и такими веселыми.

Основное пространство выставки Серрано занимают вовсе не красочные ужасы, а портреты знаменитых и простых людей Америки и России. Русских фотограф доснял специально для московского показа, но так же, как американцев – даже не анфас, а в лоб. Фотопортреты знаменитых и простых людей, снятые как будто для глянцевой журнальной обложки (а много ли вы видите журналов, где на обложке не лица, а что-то другое? Лица, как известно, лучше всего продаются), как парадные портреты, где герои причесаны и нарядны, а фон – торжественный.

Директор Дома фотографии Ольга Свиблова говорит, что раскрыла тайну притяжения этих портретов: фотоимидж совпадает с самим человеком. Но тогда получается, что Свиблова – только добрая молодая бабушка, потому что ее портрет в серии “Россия” состоит из блестящих, приторных, круглых щечек. Такая же бабушка – Йоко Оно, по-доброму смотрящая через очки на зрителя. Журналист Леонид Парфенов – само тщеславие, потому что на портрете его нос вздернут, кажется, выше лба. Нет, полного совпадения с моделью не наблюдается. Скорее, Серрано умеет показать главное качество своих героев, которое и приводит их в иконостас нашего времени, на доску медийного почета – глянцевую обложку. Их внутреннюю энергию, веру в себя, драйв от собственных достоинств. Самовлюбленные люди немного смешны, но, в отличие от угнетенных комплексом неполноценности, они выглядят счастливыми и своим счастьем-довольством заражают даже с портретов.