Таможня будет судиться до конца


С нового года таможенники будут обязаны обжаловать решения судов, вынесенные не в пользу бюджета. Согласно приказу Федеральной таможенной службы от 17 ноября 2005 г. начальникам таможенных органов предписано оспаривать проигранные иски во всех судебных инстанциях – вплоть до Высшего арбитражного суда (ВАС).

С таможенниками компании судятся не так часто, как с налоговиками. К примеру, сейчас в арбитражных судах Московского округа слушается около 18 000 налоговых дел и 7000 – таможенных. Но суммы в спорах с таможенниками обычно фигурируют очень крупные, рассказывает Евгений Тимофеев, руководитель компании Timothy’s Legal, которая занимается обобщением арбитражной практики.

Суммы исков подчас измеряются десятками миллионов долларов, говорит руководитель группы таможенной практики компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Владимир Чикин. По Кодексу об административных правонарушениях суммы штрафов привязаны к стоимости неправильно перевезенного через границу товара: штраф может быть равен двукратной стоимости товара с его конфискацией, объясняет он. По словам Чикина, компании чаще всего выигрывают, если спор идет о таможенной стоимости товаров. Еще примерно в половине случаев компаниям удается отсудить у таможенников штрафы, когда речь идет об административных правонарушениях в области таможенного дела.

“Если таможенники начнут оспаривать все проигранные ими решения, они просто завалят арбитражные суды исками”, – прогнозирует руководитель налогового департамента компании “Правовые консультации” Дмитрий Костальгин. Суды и сейчас еле справляются с валом исков от налоговых органов – у них уже несколько лет существует внутриведомственный приказ, предписывающий проходить все инстанции, даже когда налоговики уверены в бесперспективности дела, напоминает Костальгин.

Адвокаты удивлены, что таможенники выпустили этот приказ, несмотря на то что ВАС в последнее время активно пытается избавить суды от лишней работы. Председатель ВАС Антон Иванов дошел до президента, чтобы обратить его внимание на проблему загруженности судов. Аргументы Иванова показались Путину настолько убедительными , что летом он внес законопроект, позволяющий взыскивать с компаний часть штрафов без суда. С нового года закон вступит в силу. А в начале декабря Иванов выступил с новой инициативой – заставить участников процесса самих доставлять повестки и ввести санкции против тех, кто злоупотребляет правом на правосудие, обязав их оплачивать судебные издержки. Все это ради того, чтобы разгрузить суды, объясняет Иванов.

Тем не менее в ВАС инициативу таможенников комментировать отказались, сославшись на этические правила. Но источник, близкий к суду, объяснил, что приказ лишь закрепляет уже сложившуюся практику. “Негласное правило – спорить до конца – действовало у таможенников всегда”, – говорит источник. Получить комментарии Федеральной таможенной службы вчера не удалось. Депутат Госдумы Валерий Драганов, в прошлом возглавлявший таможню, уверен, что “задача государства в том и состоит, чтобы бороться за каждую бюджетную копейку. Иски будут подавать руководители таможенных органов – они люди ответственные, так что зря заваливать жалобами суды никто не будет”.

Бизнесу новый приказ не принесет больших неприятностей: таможенникам будет даже труднее обжаловать судебные решения, уверен руководитель правового управления компании – импортера оборудования. Согласно приказу, прежде чем подать жалобу в суд, таможеннику придется провести внутриведомственное согласование, а сейчас он избавлен от этой необходимости, объясняет юрист. “Сам факт появления такого приказа говорит о том, что компании научились защищаться в судах. Всего 10 лет назад они не решались судиться, опасаясь репрессий”, – говорит Чикин.