МТС не хватило на Telsim


В конце августа турецкое правительство объявило тендер на продажу Telsim, стартовая цена 100% акций которого была определена в $2,804 млрд. Предварительные заявки на участие в конкурсе подали 15 компаний, в том числе Sistema Telekomunikasyon – компания, созданная российской АФК “Система” специально для участия в тендере по Telsim. Но к началу декабря количество претендентов сократилось до шести. Ими стали британская Vodafone, кувейтская MTC, египетская Orascom, Etisalat и Uluslar Arasi (турецкая “дочка” Emaar) из ОАЭ и российская МТС, подконтрольная “Системе”. Незадолго до срока подачи окончательных заявок российский оператор выкупил у АФК ее турецкую “дочку”.

Тендер состоялся вчера. После вскрытия заявок от его участников выяснилось, что наибольшую сумму – $4,35 млрд – предложила Vodafone, говорится в пресс-релизе ФССВ. По условиям конкурса предусматривался еще и второй тур – в нем могли принять участие компании, заявки которых “весили” не менее 70% от максимальной предложенной цены. В результате соперниками Vodafone во втором туре стали кувейтская MTC (предложила $4 млрд), Orascom ($3,3 млрд) и Uluslar Arasi ($3,168 млрд). Российская МТС отсеялась на первом же этапе, так как была готова отдать за Telsim лишь $2,85 млрд – всего на $50 млн больше стартовой цены. Еще меньше предложила Etisalat – $2,51 млрд.

Победителем второго тура также стала Vodafone, последнее предложение которой составило $4,55 млрд. Это почти в полтора раза превышает сумму, которую в ноябре потратила в Турции российская Altimo (бывшая “Альфа Телеком”). За 13,22% акций крупнейшего сотового оператора Турции Turkcell она заплатила $1,6 млрд, предоставив еще $1,7 млрд взаймы продавцу этого пакета – турецкой Cukurova Group.

“Мы считаем, что получили хорошие деньги за Telsim”, – сказал “Ведомостям” представитель ФССВ Юсуф Адигузель. Не скрывают радости по поводу нового приобретения и в Vodafone. “Мы довольны победой”, – цитирует распространенный вчера компанией пресс-релиз слова гендиректора Vodafone Аруна Сарина. Сарин отмечает, что Турция – страна с самым большим населением в Европе после Германии, однако проникновение сотовой связи в ней составляет всего 53%. “Это дает хорошие возможности для развития мобильного бизнеса”, – замечает Сарин. Потребность Telsim в капвложениях “в ближайшее время” он оценивает примерно в $1 млрд, и Vodafone готова сама вложить в компанию “значительные инвестиции”. Из-за этого приобретение не сразу начнет приносить Vodafone прибыль, но впоследствии “оно должно благоприятно повлиять на рост доходов и EBITDA”, уверен Сарин.

Сарин уточняет, что Vodafone не приобретает никаких обязательств Telsim – цена приобретения и так вырастет на $400 млн, которые покупатель заплатит в виде НДС. Окончательно сделка будет закрыта в I квартале 2006 г., отмечается в пресс-релизе.

В российской МТС говорят, что с самого начала не собирались отдавать за Telsim больше $3 млрд. “Более высокая цена не обеспечила бы нам приемлемого уровня возврата наших капиталовложений”, – передает пресс-служба МТС слова президента компании Василия Сидорова. По его словам, предельную допустимую цену МТС рассчитала, проанализировав перспективы роста бизнеса Telsim и оценив необходимые инвестиции в развитие инфраструктуры турецкой компании. “Мы активно смотрим на возможности для расширения бизнеса МТС, но подходим к этому взвешенно и не переплачиваем за приобретения”, – добавляет Сидоров.

Содиректор аналитического отдела “Уралсиба” Константин Чернышев считает, что МТС участвовала в тендере формально, просто чтобы заявить о своих международных амбициях. “Вряд ли можно было говорить о серьезном участии в тендере, располагая такой суммой и имея таких конкурентов”, – поясняет Чернышев. Цену, предложенную Vodafone, он считает вполне адекватной. С ним не соглашается директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Wasserstein Юлий Матевосов. По его мнению, МТС искренне надеялась выйти в Турцию, но заявку на Telsim подавала с учетом экономических соображений. “Если исходить только из финансовых показателей Telsim, то $4,55 млрд – это дорого”, – полагает Матевосов, добавляя, что Vodafone платила не только за саму компанию, но и за возможность выхода на турецкий рынок.