От Озона до Астерикса


“Французское кино сегодня” рекламирует лишь те фильмы, которые уже куплены нашими компаниями. Именно такая политика – поддержка купленного – является, оказывается, наиболее разумной. Никакая другая из иностранных неголливудских кинематографий (ни немецкая, ни британская, ни, например, японская) не ведет на российском рынке столь последовательную и – в хорошем смысле слова – агрессивную экспансионистскую политику.

Как итог, Франция уже сейчас весьма преуспела. Факт, кажущийся почти невероятным: второй год подряд Россия занимает первое место в мире по закупкам французских фильмов – в среднем 100 в год. На коварный вопрос, стоит ли гордиться этими данными, если реально в российский прокат выходит всего фильмов 40, глава Unifrance по Восточной Европе и отборщик Каннского кинофестиваля Жоэль Шапрон ответил, что, во-первых, в 1999 г. таких фильмов было всего восемь. Во-вторых, остальные 60 французских картин обязательно выходят на DVD и попадают на телеэкраны. А в-третьих, именно для улучшения ситуации фестиваль и отправился в регионы, где намерен закрепиться.

Во всех странах, где проводятся подобные французские фестивали (Япония, Мексика, Чехия и т. д.), своя прокатная специфика. В Венгрии, по данным Шапрона, 70% сборов дает Будапешт. В России еще три года назад 80% сборов обеспечивали Москва и Питер, а сейчас уже меньше половины. Поэтому задача Unifrance – завоевание нового зрителя: не московского и не петербургского.

Тем более что даже крупные региональные центры редко видят так называемые фильмы для избранных, особенно если те выходят с субтитрами. Поэтому-то двумя из пяти фильмов, отобранными для Владивостока и Екатеринбурга, стали “Скрытое” Михаэля Ханеке и “Время прощания” Франсуа Озона. Хотя первый только что признан лучшим европейским фильмом 2005 г., без такого фестиваля он даже в относительно близкий к Москве Екатеринбург мог бы не добраться. Еще один фильм фестиваля – “Счастливого Рождества” хотя и выдвинут Францией на “Оскара”, выйдет завтра в России в прокат всего в трех городах: Москве и пока что в тех же Екатеринбурге и Владивостоке.

Программа фестиваля была грамотна уже в том смысле, что явила спектр современного французского кино. Те, для кого слишком художественны Ханеке с Озоном, могли посмотреть новую картину “Крестные отцы” и ностальгически вспомнить 60–70-е, когда французские комедии (особенно криминальные) были любимым жанром нашей публики. Режиссер Фредерик Форестье, как рассказывает сам, ориентировался на фильмы с Габеном, Делоном, Бельмондо, Линой Вентурой, Мирей Дарк. Легкая стилевая старомодность “Отцов” соединяется в них с ультрановыми аферами (трое некогда знаменитых грабителей и молодой сын их прежнего компаньона разводят на хорошие миллионы не что и не кого-нибудь, а само французское министерство по налогам), при этом до самого финала не можешь догадаться, кто из подельников ведет какую тайную игру и каким образом желает обмануть остальных.

36-летний режиссер Форестье имеет, кстати, шансы стать модным среди любителей киноманского коммерческого кино. Хотя в разговоре с вашим корреспондентом он ругал нынешние кинопорядки, у него сейчас два громких проекта: а) новый “Фантомас”, работа над которым пока приостановлена, и б) третья серия “Астерикса и Обеликса”. На вопрос, будет ли его фильм более старомодным, как первая серия Клода Зиди, или более постмодернистским, как вторая серия Алена Шаба, Форестье ответил, что будет стремиться к золотой середине. Кстати, в новом “Астериксе” Цезаря сыграет Ален Делон. “А у нас все написали, что он заявил об уходе из кино и чуть ли не намерен покончить с собой”, – сказал я. Форестье крайне удивился: Делон дал ему твердое согласие.

“Один уходит – другой остается” (L’un reste, l’autre part) Клода Берри – пример другого фирменного французского жанра – любовной трагикомедии. Клод Берри – один из крупнейших продюсеров Франции и известный режиссер (“Жан де Флоретт”, “Жерминаль”) сделал картину на вечную, но всегда интересную тему “из любовных треугольников не бывает гармоничных и бескровных выходов”. Берри – кинематографист опытный и использовал два вернейших рецепта изготовления таких картин: юмор диалогов и нелепых ситуаций, в которые персонажи не попадать не могут, плюс ансамбль известных хороших актеров психологической школы. Тут их сразу пятеро: Даниэль Отей, Пьер Ардити, Шарлотта Гинзбур, Натали Бэй, Миу-Миу. Если вы независимо от возраста и места проживания нечаянно уловите свое сходство с кем-то из героев, сочтите его случайным.

“Счастливого Рождества” (Joyeux No?l!) Криса Кариона – тот самый фильм, выдвинутый Францией на “Оскара”. Сюжет о братании солдат-врагов (немцев с шотландцами и французами) во время Рождества 1914 г., в первую зиму Первой мировой, мог бы показаться слишком назойливо гуманистическим и актуально пропагандистским. Ну как же, единая Европа! Дескать, “Ты вспомни, как все начиналось!”. Но приторным фильм не назовешь уже из-за финала, в котором нет и намека на хеппи-энд. Соответствующие органы противоборствующих держав по-быстрому разбираются с попыткой солдат видеть в тех, кто сидит в окопе через линию фронта, не гадов, а людей. И можно догадаться, что мало кто из персонажей доживет до германской капитуляции в 1918-м.

Что до единой Европы, то французские кинематографисты, судя по фестивалю, уже считают нас ее частью. Пусть такому их мнению и содействует здравая корысть: мы ведь и впрямь покупаем их фильмы активнее всех в мире.