ЮКОС не помеха


Чиновники намерены продать пакет акций “Роснефти”, чтобы погасить $7,5-миллиардный долг ее владельца – “Роснефтегаза”. Перед IPO “Роснефть” задумала перевести на единую акцию 12 крупнейших “дочек”, в том числе “Юганскнефтегаз”. По мнению проводившего оценку “Роснефти” и ее “дочек” Deloitte, сейчас госкомпания стоит $48 млрд, а если бы все миноритарии ее “дочек” обменяли свои бумаги, им досталось бы 7,87% ее акций. На основе этой оценки менеджмент “Роснефти” рассчитал коэффициенты обмена, но 9 ноября совет директоров госкомпании решил, что документы надо доработать, и отложил решение. Компания наняла нового оценщика “2К Аудит – Деловые консультации”. Дату нового совета “Роснефть” не назначила, ее представители затрудняются сказать, состоится ли он до конца года.

Чиновники и консультанты “Роснефти” не скрывали, что главным вопросом является судьба “Юганскнефтегаза”. Дело в том, что 23% привилегированных акций “Юганска” до сих пор принадлежат ЮКОСу и арестованы вместе с остальными его активами. Чтобы обменять их на акции “Роснефти” или деньги, ЮКОСу надо получить разрешение судебных приставов. Другой проблемой было нежелание властей видеть ЮКОС в числе акционеров “Роснефти”. По расчету Deloitte, весь “Юганск” стоит $32,7 млрд, а доля ЮКОСа в нем – $7,6 млрд. “Роснефть” предложила применить к “префам” “Юганска” понижающий коэффициент в 70% к цене обыкновенных. Это сократило стоимость пакета до $2,7 млрд, но даже исходя из этой суммы ЮКОС при обмене мог получить больше 5% “Роснефти”.

Некоторые чиновники и консультанты называли выходом из ситуации отказ от консолидации “Юганскнефтегаза”. О том, что такой вариант рассматривается, заявил позавчера и глава Росимущества Валерий Назаров. Но вчера его позиция изменилась. “Юганскнефтегаз” будет консолидирован [в “Роснефть”]. Это серьезный актив”, – цитирует Назарова агентство “Интерфакс”. На вопрос о возможности появления ЮКОСа среди акционеров “Роснефти” Назаров ответил: “Ну и что”. Впрочем, он добавил, что “у государства есть все основания говорить, что такого недобросовестного акционера быть не должно”.

Видимо, чиновники нашли решение, как не пустить ЮКОС в число акционеров “Роснефти”, говорят эксперты. “Префы” “Юганска” могут выставить на торги приставы до консолидации “Роснефти”, ЮКОСу могут разрешить их продать, наконец, за них “Роснефть” может отдать не собственные акции, а деньги, говорит аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Менеджер ЮКОСа именно этот вариант называет наиболее выгодным и для его компании – так она сможет погасить хоть часть долгов.

Большого экономического смысла в консолидации “Юганска” для “Роснефти” нет, говорит западный инвестбанкир, ведь при консолидации “префов” “Юганска” “Роснефть” станет дороже, но взамен отдаст или деньги, или свои акции. Но если “Юганск” будет самостоятельной “дочкой” “Роснефти”, останутся судебные риски, связанные с возможностью возврата его акций ЮКОСу, считает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. Зато если компания перейдет на единую акцию, вернуть актив будет практически невозможно, резюмирует эксперт.