ИНТЕРВЬЮ: Антон Алексеев, генеральный директор “Дальсвязи”


За последний год “Дальсвязь”, самую маленькую из дочерних компаний “Связьинвеста” – регионального монополиста Дальнего Востока, – очень полюбили инвесторы. Котировки акций “Дальсвязи” после прихода в компанию Антона Алексеева взлетели более чем на 100% – в РТС они увеличились с $1,1 (1 февраля) до $2,4 (вчера). Алексеев уверен, что повысить привлекательность компании ему удается благодаря снижению затрат – за год было уволено более 1000 сотрудников “Дальсвязи”, а также развитию новых видов услуг – Интернета и телевидения. Что будет с “Дальсвязью” после приватизации “Связьинвеста”, Алексеев предпочитает не думать. В интервью “Ведомостям” он рассказал, как связь может повлиять на развитие российского Дальнего Востока.

– Рост финансовых показателей “Дальсвязи” – это результат какой-то продуманной стратегии?

– Мы делаем ставку на развитие новых, не регулируемых государством услуг и снижение затрат. Сейчас новые услуги у нас составляют 10% от выручки, на следующий год вырастут до 15%, а через три года планируем довести их до 30%. В 2005 г. мы проводим организационно-технические мероприятия: изменена структура компании, она стала проще и понятней. Следующий год будет посвящен организации продаж, а третий мы называем годом высокого уровня обслуживания абонентов.

– О каких именно новых услугах идет речь?

– Мы собираемся, например, в 2006 г. начать продажи сразу пакета услуг: телефон плюс новые нерегулируемые услуги – доступ в Интернет и телевидение. На рынке существует огромный спрос на эти услуги, поэтому в ближайшие два-три года их развитие будет доминировать в стратегии нашей компании. На Дальнем Востоке услуги доступа в Интернет особенно актуальны из-за разницы во времени: Интернет позволяет оперативно получать новости, вести переписку. Население должно заинтересовать телевидение. Из-за сложного рельефа во многих населенных пунктах ловятся только один-два федеральных телеканала, слабо развито кабельное телевидение. Мы же готовы будем предложить десятки программ и фильмов на выбор. Мы также развиваем сотовую связь.

– А как вы собираетесь снижать затраты?

– По нашим прогнозам, в 2005 г. темп роста выручки составит 15%, а затрат – 11%. Это первый год, когда рост затрат ниже роста выручки. В затратах прошлых лет у нас львиную долю, порядка 50%, занимал фонд оплаты труда. Что мы делаем? В 2005 г. в “Дальсвязи” развернута программа оптимизации численности персонала – по итогам года мы сократим число работников почти на 12% – с 18 700 до 16 500 человек. Процесс оптимизации будет постоянным, поэтому сотрудники должны понимать, что главное на работе – это работать. Кроме того, мы пересмотрели инвестиционную программу – вкладываемся не только в высокодоходные сегменты бизнеса, но и в снижение затрат. Например, уходим с арендованных каналов на собственные ресурсы. Компания провела тщательную ревизию своего имущества и избавляется от непрофильных активов, которые не приносят доходов и являются балластом.

– Кого же вы увольняете?

– Не хотел бы говорить “увольняем”. Это оптимизация. Компания работает над качеством персонала: снижает численность и покупает “дорогих” специалистов. Например, в 2004 г. компания обработала 1,2 млн телеграмм, а план 2005 г. – порядка 800 000. Получается, что объемы работы сокращаются, доходность низкая, но не происходит уменьшения штата. Мы также сравниваем показатели всех филиалов и выясняем, почему отдача у кого-то выше, а у кого-то ниже. Идет сокращение персонала за счет модернизации оборудования. Зато оставшиеся трудолюбивые сотрудники чем лучше будут работать, тем больше будут получать, мы вводим для них сдельную оплату. В результате “высвободившиеся” деньги мы инвестируем в развитие.

– Сколько компания сейчас инвестирует и во что?

– В этом году мы вложили в развитие 1,9 млрд руб. и столько же планируем вложить на следующий год – это примерно 15–20% от выручки. В структуре инвестиций 60% – собственные средства. Почти треть инвестиций будет направлена на развитие новых услуг и мультисервисной сети передачи данных.

– Эта сеть охватит все регионы Дальнего Востока?

– Пять – Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Сахалинскую области и Еврейскую АО. Мы видим высокий спрос на широкополосный доступ в среде крупного бизнеса. Например, сегодня перед одной из нефтегазодобывающих компаний Сахалина стоит вопрос, где построить IT-центр: в Европе, Америке или России. Наш проект предоставит клиенту качественные и высокоскоростные ресурсы. “Дальсвязь” уже проложила подводный волоконно-оптический кабель, соединив Сахалин с материком. Развитие региональной сети позволяет нам уверенно чувствовать себя в конкурентной среде.

– А какие еще новые проекты?

– На стадии проектирования спутниковая сеть, которая охватит северные территории: Магаданскую и Камчатскую области, частично Хабаровский край. Инвестиции составят порядка 200 млн руб., а ежегодная экономия превысит 70 млн руб. Мы уйдем от необходимости затрат на обслуживание старых наземных линий, которые разбросаны по огромной территории со сложными климатическими и географическими условиями. Мы планируем использовать ресурсы недавно запущенного спутника “Экспресс АМ3”, охватывающего Сибирь и Дальний Восток.

– Сейчас в Москве приобретает популярность ADSL-технология, позволяющая по телефонному проводу дополнительно получать доступ в Интернет. А на Дальнем Востоке?

– “Быстрый” Интернет очень популярен. В этом году наша абонентская база пользователей этих услуг выросла более чем в 6 раз. Наиболее активно эта услуга развивалась в Приморье, а теперь мы ожидаем взрыва в других регионах: в Камчатской, Сахалинской областях, Хабаровском крае. На конец 2005 г. мы планируем прирост абонентской базы до 27 000 пользователей, а в планах 2006 г. – 70 000. Это очень рентабельный бизнес: люди готовы платить за качество и скорость.

– Каков сейчас доход от ADSL-услуг?

– 1500–1700 руб. с пользователя в месяц. К концу года запланировано снижение до уровня 1100–1200 руб. при активном росте абонентской базы.

– А как вы будете развивать свой сотовый бизнес? Не собираетесь его продать одной из компаний “большой тройки”?

– Таких планов нет. Сотовая связь – высокорентабельный сегмент нашего бизнеса, мы рассматриваем его как cash-генератор. Бросаться в конкурентную борьбу с игроками “большой тройки” не собираемся. В наших планах стабильная и планомерная деятельность. В общей выручке на долю сотовой связи приходится порядка 3–4%.

“Дальсвязь GSM” присутствует в трех регионах Дальнего Востока: в Камчатской, Сахалинской, Магаданской областях; а в Приморском крае это компания “Акос”. Мы получили хороший синергетический эффект от приобретения “Акоса”. Сделку мы завершили в апреле, реструктуризировали долги компании, и теперь наша “дочка” успешная и устойчивая. Абонентская база выросла с 20 000 до 100 000 абонентов, выручка растет высокими темпами: прогноз на 2005 г. – 410 млн руб., на 2006 г. – около 500 млн руб. В первом полугодии 2006 г. планируем выход на рынок Чукотского АО. А общая абонентская база сотовой связи “Дальсвязи” превышает сейчас 145 000 абонентов.

– Сейчас все только и говорят о грядущей демонополизации рынка дальней связи. Что вы от нее ждете?

– Положительных изменений. Мы и другие межрегиональные “дочки” “Связьинвеста” будем находиться над схваткой “Ростелекома” и других операторов дальней связи. Конкурентная борьба за потребителя приведет к снижению цен на услуги дальней связи и увеличению трафика – говорить много станет выгодно.

– Некоторые аналитики сомневаются в том, что трафик сильно вырастет.

– Я не согласен. Будущие операторы дальней связи ставят агрессивные цели по захвату рынка. Если не проводить гибкую ценовую политику, ничего не получится. Вспомните сотовую связь. Когда цены были высокими, мы говорили мало. Конкуренция привела к снижению тарифов, абоненты перестают ограничивать себя в разговорах.

– Как изменится доля дальней связи у вас в доходах?

– В общей выручке “Дальсвязи” междугородная, международная и внутризоновая связь занимала 35%. В 2006 г. дальняя связь уйдет – это 17%, останется только наш бизнес – внутризоновая связь – 18%.

– В 2006 г. изменятся взаиморасчеты с “Ростелекомом” за предоставление услуг междугородной и международной связи. Как это скажется на компании?

– Положительно. Снизится не только выручка, но и затраты. За счет вывода услуг дальней связи снижение выручки в этом году составит порядка 2 млрд руб., которые мы планируем компенсировать за счет развития новых видов услуг. Мы чувствуем себя уверенно, проведены все необходимые работы по переходу на новые правила взаимодействия.

– Какие финансовые перспективы у “Дальсвязи”?

– Мы прогнозируем, что в ближайшие три года выручка у нас увеличится до примерно 10–12 млрд руб. в год, чистая прибыль – порядка 8–10% , а EBITDA вырастет с 28 до 35%.

– А много ли на Дальнем Востоке альтернативных операторов, есть ли конкуренция?

– Впечатление, что они все сконцентрированы вокруг Москвы, обманчиво. “Дальсвязь” взаимодействует со 140 операторами связи: 110 операторов фиксированной связи, 7 – сотовой связи, 23 оператора телематических услуг. Как видите, конкуренция на рынке острая. Бизнес видит здесь потенциал для своего развития.

– Как складываются взаимоотношения “Дальсвязи” с ФНС, которая в начале года потребовала от компании доплатить 718 млн руб. за 2001–2002 гг.? Удалось ли вам отбиться?

– Скоро исполнится год с момента предъявления “Дальсвязи” налоговых претензий. Мы их оспорили в суде и считаем, что работали в рамках закона, ничего не нарушая. “Дальсвязь” не проиграла ни одного эпизода по данному делу.

– Как идет реализация проекта “Связьинвеста” по внедрению системы управления предприятием фирмы Oracle? Некоторые аналитики утверждают, что это лишняя трата денег.

– В “Дальсвязи” все решения принимаются на основе статистики и анализа. Oracle сделает все бизнес-процессы прозрачными и управляемыми. Проблема нехватки оперативной информации будет решена. Мы не только приветствуем внедрение этой системы, но и активно работаем над его реализацией. Практически завершено приемочное тестирование мастер-системы, и компания готовит ее развертывание в организационных единицах. Первый этап охватит основные средства, управление персоналом и завершится в мае 2006 г., после чего начнется работа над вторым этапом.

– Задумываетесь, как изменится работа компании после приватизации “Связьинвеста”, когда появится частный собственник?

– А зачем? Надо переживать за то, на что ты можешь влиять. Сегодня наше внимание сконцентрировано не на процессах вокруг приватизации, а на реализации программы повышения эффективности деятельности “Дальсвязи”.

– Как вы видите свою профессиональную карьеру в будущем?

– Сегодня мы делаем завтра. Важно не только то, где ты работаешь, но и как ты работаешь. Мне кажется, что смысл профессиональной деятельности заключается в постоянном развитии. Мне интересно работать в “Дальсвязи”, очень многое предстоит сделать, и я верю, что главные успехи еще впереди.