МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ: Конкурентная Россия


Вопреки ожиданиям последних нескольких лет, а также существенному прогрессу в области внешнеэкономической либерализации Россия не станет полноправным членом ВТО в конце года. Другой неудачей проходящей сейчас в Гонконге министерской конференции ВТО может стать провал нового раунда торговой либерализации из-за разногласий развитых и развивающихся стран по ключевым вопросам. Очевидно, что после краха в Сиэтле (1999) и Канкуне (2003) неудача в Гонконге может серьезно подорвать перспективы многосторонней торговой либерализации в рамках ВТО.

Для мировой экономики замедление торговой либерализации угрожает откатом к протекционизму, а следовательно, замедлением экономического роста. До сих пор именно снижение торговых барьеров и рост конкуренции были в мире основными факторами высокого экономического роста и низкой инфляции, несмотря на рекордные цены на нефть. Более того, объединяющим началом для стран, достигших рекордных темпов роста в различные периоды XX в. (Китай, Япония, Ирландия, Южная Корея), а также качественного прорыва в экономической политике (Чили, Австралия), как правило, была именно внешнеторговая либерализация. За 10 лет с начала 90-х гг. Китай снизил ставку своей импортной пошлины почти в три раза, с 44% до 15%. В Чили средняя ставка импортного тарифа была сокращена с 94% в 1973 г. до 6% в 2003 г.; в Австралии импортный тариф был снижен с более чем 12% в 1975 г. (по сравнению с 2% в среднем по странам ОЭСР) до менее 5% в 1995 г.

Конкурентная либерализация

В условиях замедления торговой либерализации в рамках ВТО растущее число стран берется диверсифицировать свой инструментарий внешнеэкономической либерализации. Либерализацию можно проводить на многосторонней основе в рамках ВТО, на двусторонней основе, а также в рамках региональных соглашений, а можно сочетать все три метода роста открытости экономики страны. Стратегия активизации создания двусторонних и региональных соглашений наряду с проведением многосторонних переговоров в рамках ВТО получила название “конкурентной либерализации” и на сегодняшний день используется и совершенствуется ведущими экономическими державами мирового хозяйства, в том числе США, Австралией, Чили и рядом других стран.

Один из лидеров в применении такой стратегии – Чили. Внешнеэкономическая стратегия этой страны предусматривает три вида диверсификации – отраслевой и географической структуры экспорта, а также диверсификацию торговых альянсов со своими контрагентами. В этом отношении чилийский подход вполне вписывается в рамки основных направлений конкурентной либерализации. Лидерство Чили в заключении двусторонних альянсов создает своего рода кумулятивный эффект, который притягивает к этой стране новые двусторонние торговые соглашения, увеличивает вес Чили в латиноамериканском регионе, а также в рамках ВТО. Соответственно, географическое расширение торговых связей Чили способствует прогрессу и в отраслевой диверсификации экономики.

Уже в самом скором времени России необходимо будет найти оптимальное для себя соотношение многосторонней торговой либерализации с заключением региональных и двусторонних соглашений. В условиях значительного роста числа экономических субъектов на мировой арене – от государств до региональных властей и ТНК – обуздание глобализации требует от России применения всего спектра торгово-экономических и политических инструментов, направленных на равноправное участие отечественных производителей на внешних рынках.

Ключом к реализации этой стратегии служит вступление России в ВТО, что станет шагом к преодолению дискриминации России на мировом рынке, а следовательно, к созданию условий для построения региональных и двусторонних соглашений. Сохранение дискриминации России на мировых рынках ограничивает возможности нашей страны по созданию двусторонних и региональных альянсов. Представители Украины и Армении уже заявляли, что участие этих стран соответственно в Едином экономическом пространстве и Евразийском экономическом сообществе зависит от условий вступления России в ВТО.

От внутренней политики к внешней

Однако всегда следует помнить о тезисе российского министра иностранных дел Александра Горчакова (1798–1883) о подчиненности внешней политики политике внутренней. Именно поэтому ВТО и регионализм являются не столько целями, сколько инструментами достижения наиболее приоритетных ориентиров развития российской экономики.

В то же время выстраивание стратегии внешнеэкономической либерализации не является исключительной прерогативой государства. Как показывает зарубежный опыт, представители бизнеса активно и плодотворно участвуют в строительстве региональных интеграционных группировок, таких как НАФТА и ЕС. Предшественниками регионализма в Европе были отраслевые соглашения в области угля и стали, в то время как в США ключевую роль в становлении НАФТА сыграли именно крупнейшие американские корпорации. С этой точки зрения главной проблемой российского регионализма было именно доминирование “интеграции сверху” без поддержки этого процесса на микроуровне отдельных отраслей и предприятий.

Благодаря взаимодействию бизнеса и государства в продвижении российского экспорта за рубеж усилия бизнеса и государства будут направлены на общие цели, а не на борьбу друг с другом и передел сфер влияния. Бизнес станет ориентироваться не столько на получение дотаций со стороны государства, сколько на поиск альянсов с зарубежными контрагентами и других возможностей обеспечения доступа к зарубежным рынкам.

Общее дело для государства и бизнеса

Для того чтобы альянс российского бизнеса и государства был конкурентоспособным в продвижении отечественной продукции за рубеж, необходимо снижение государственного вмешательства внутри страны. Во-первых, это бы стимулировало конкуренцию внутри страны, что является необходимым условием конкурентоспособности бизнеса на зарубежных рынках. Во-вторых, административный ресурс государства (крайне ограниченный у России) был бы направлен на снижение зарубежных барьеров для российской продукции, а не на создание административных барьеров для экономической деятельности внутри страны.

Отношения между властью и бизнесом становятся при таком подходе более рациональными. В результате вместо неповоротливого симбиоза бизнеса и государства, направленного на приоритетную защиту от иностранной конкуренции, создается динамичный альянс, ставящий своей целью прорыв на зарубежные рынки. “Лучшая защита – наступление” – спортивный принцип, который применим и к конкурентной среде мировой торговли. С этой точки зрения, быть может, более адекватным планом для России на будущее является не удвоение ВВП, а увеличение темпов роста нетопливного экспорта. Такого рода планирование роста экспорта применяется ведущими развитыми странами. К примеру, в 2002–2007 гг. Австралия планирует удвоить количество фирм-экспортеров до 50 000.

Конкурентная либерализация пришла в мировую экономику всерьез и надолго – несмотря на то что в отдельные периоды будет преобладать курс на использование региональной интеграции или двусторонних альянсов, долговременной тенденцией развития мировой экономики станет именно комбинирование основных инструментов внешнеэкономической либерализации. Именно в такой среде России придется вести конкурентную борьбу на мировом рынке в XXI в. При этом ключевым ответом на вызовы мирового хозяйства должна стать ориентация бизнеса и власти на поиск путей повышения конкурентоспособности российской экономики и прорыва на внешние рынки.