Без гарантий


Вчера Украина и Россия весь день обменивались недружественными заявлениями по поводу поставок российского газа на Украину. “Мы можем гарантировать только транспортировку [российского газа], мы не можем гарантировать объемы”, – заявил утром министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков “Интерфаксу”. По словам источника в Белом доме, в российском правительстве это заявление восприняли как первое публичное признание готовности Украины несанкционированно отбирать наш газ. Ранее представители “Газпрома” заявляли, что, в случае если соглашение о стоимости поставок газа для Украины не будет подписано, российская компания будет направлять через соседнюю республику лишь газ, предназначенный европейским потребителям.

По мнению Плачкова, проблемы во взаимоотношениях между Москвой и Киевом можно решить за счет организации российско-украинского СП, которое будет заниматься реализацией российского газа на украинском рынке. России и Украине , по словам Плачкова, должны будут принадлежать по 50% новой компании, а само предприятие должно приступить к работе в 2006 г. При этом предполагается растянуть повышение цен на поставляемый Украине газ до 2010 г. Отрицательная реакция “Газпрома” последовала незамедлительно. “Работа на внутреннем рынке Украины не может быть для нас альтернативой рыночным принципам торговли газом, тем более с отсрочкой перехода к европейским ценам на четыре года”, – заявил “Ведомостям” пресс-секретарь председателя правления “Газпрома” Сергей Куприянов.

Днем секретарь Совета национальной безопасности Украины Анатолий Кинах в интервью “Интерфаксу” сказал, что найти “баланс интересов государств-поставщиков, страны-транзитера и потребителей в Европе” можно через механизм международного газового консорциума. Во вторник о консорциуме как о наиболее вероятном варианте компромисса говорил и председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер. Однако из слов Кинаха непонятно, готова ли Украина вернуться к варианту полноценного газотранспортного консорциума или по-прежнему намерена ограничивать его сферу деятельности вновь построенными ветками газопроводов, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. “Нет ответа на главный вопрос – готова ли Украина подписать соглашение, гарантирующее транзит”, – добавляет эксперт.

Москва тоже выдвинула претензии Киеву. Вице-премьер российского правительства Александр Жуков заявил, что цена на газ для Украины и порядок взимания НДС по стране назначения надо рассматривать в комплексе. В 2004 г. Россия согласилась на уплату НДС с поставляемого на Украину газа по месту назначения, что принесло украинскому бюджету в 2005 г. около $1 млрд дополнительного дохода. “Сказанное Жуковым нельзя толковать иначе: мы готовы, если требуется, внести поправки в законодательство и вернуться к взиманию НДС [за газ] по стране происхождения”, – заявил “Ведомостям” источник в правительстве. А управляющий делами российского президента Владимир Кожин вчера заявил об ужесточении российских позиций на переговорах с Украиной по вопросам российской загрансобственности за рубежом.

“Все экономические вопросы поставок и транзита газа зафиксированы [в договоре 2002 г.], – полагает член президиума партии “Народный союз “Наша Украина” Борис Беспалый. – Пытаясь пересмотреть ранее согласованные условия, Россия использует газовую проблему, чтобы укрепить свое влияние на новое украинское руководство”. А по мнению Нестерова, непримиримость украинской позиции и “разноголосица в заявлениях представителей украинской власти” связаны с тем, что Киев еще не решил, “каким образом компенсировать дополнительные $4 млрд расходов, если Россия повысит цены на газ”.