“Карат” хотят лишить главных марок


Вчера в ФКП “Союзплодоимпорт” прошло совещание руководителей заводов, выпускающих плавленые сыры, на котором те попросили ФКП выступить посредником в споре за самые популярные в стране марки “Дружба” и “Янтарь”, принадлежащие сегодня московскому заводу “Карат”. Накануне производители обратились с письмом к министру сельского хозяйства Алексею Гордееву. “Мы хотим, чтобы марки были отданы государству в лице ФКП, которое бы, в свою очередь, отдавало их в аренду заводам за роялти”, – объясняет президент “Ростагроэкспорта” Борис Александров. Сегодня производители должны встретиться с руководством Роспатента и предложить перевести марки на ФКП. По словам Александрова, в частности, предполагается, что роялти составит 2%, или около 55 млн руб. в год.

В 2000 г. “Карат” зарегистрировал в Роспатенте на себя товарные знаки “Дружба” и “Янтарь”. Сразу же после этого московский завод потребовал от других российских производителей плавленых сыров прекратить выпуск продукции под этими марками. Несколько предприятий, в том числе крупнейший в стране воронежский завод плавленых сыров “Янтарь” и московский “Ростагроэкспорт”, с помощью юридической фирмы Ip-Pro. попробовали добиться отмены регистрации товарных знаков за “Каратом”, однако проиграли суды.

В конце прошлого года “Ростагроэкспорт” обратился в палату по патентным спорам Роспатента с требованием лишить “Карат” прав на эти марки. Основанием для отмены регистрации послужило то, что товарные знаки “Дружба” и “Янтарь” вошли в общее употребление. С тех пор палата дважды принимала решение аннулировать марки, однако глава Роспатента Борис Симонов пока не утвердил эти решения. Получить комментарии у Симонова вчера не удалось.

Конкуренты “Карата” поддержали инициативу “Ростагроэкспорта”. “Лучше, если этим будет распоряжаться госкомпания, нежели коммерческая фирма”, – говорит один из менеджеров петербургского “Петмола” (входит в “Юнимилк”). “Зачем я должен договариваться с “Каратом”, мы так же, как и они, 70 лет выпускали эти сыры”, – соглашается гендиректор Ростовского завода плавленых сыров Юрий Каракашян. Он также не против, если государство будет брать роялти за использование производителями этих марок.

Однако в самом ФКП пока не торопятся объявлять о планах получить права на эти “советские” марки сырков. “Из-за этой ситуации [когда марками владеет один завод] большинство предприятий отрасли оказалось в сложном положении, и мы будем искать компромиссное решение”, – сказал “Ведомостям” гендиректор ФКП Владимир Логинов. Предложение производителей передать права на знаки ФКП Логинов предпочел пока не комментировать.

Идея отобрать марки у “Карата” вызвала бурю негодования на московском заводе. “Это абсурд, я сомневаюсь, что у них что-то получится”, – возмущен гендиректор “Карата” Владимир Корсун. По его словам, если Роспатент лишит “Карат” прав на эти марки, то предприятие будет оспаривать это решение в суде. “Мы будем судиться до последнего”, – заявил Корсун.

Юристы же и вовсе считают, что эти марки не могут принадлежать никому, поэтому сомневаются в правомерности передачи “Дружбы” и “Янтаря”. “Эти знаки утратили различительную способность и по закону никем не могут быть зарегистрированы”, – считает Вадим Усков, владелец юридической фирмы “Усков и партнеры”.