Шаг вперед


Повышение рейтинга от S&P – еще одно доказательство силы российской экономики, отмечает старший аналитик МДМ-банка Питер Уэстин. По его мнению, это решение стало приятным сюрпризом для участников рынка, ждавших пересмотра не раньше начала будущего года. Впрочем, их реакция, указывает аналитик инвестбанка “Траст” Николай Подгузов, была достаточно вялой. Самые ликвидные российские евробонды с погашением в 2030 г. сразу после объявления подорожали всего на 0,5% от номинала, а их доходность приблизилась к доходности американских долгов на 0,05% годовых. Но затем инвесторы предпочли зафиксировать прибыль, и котировки вернулись на прежние уровни. Прохладно, по словам начальника аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максима Шеина, отнеслись к решению S&P и на рынке акций. “Все и так прекрасно понимают, что платежеспособность России в условиях таких [высоких] цен на нефть не вызывает ни малейших вопросов, – поясняет он равнодушие игроков. – Немного (+0,25% в РТС. – “Ведомости”) прибавили лишь акции Сбербанка, в портфеле которого есть суверенные еврооблигации, а они выигрывают от таких событий”.

Первый инвестиционный рейтинг Россия получила в октябре 2003 г. от Moody’s, а спустя год улучшившееся кредитное качество страны оценило Fitch. Более консервативные аналитики Standard & Poor’s последовали примеру коллег лишь в январе этого года. Но находиться на последней ступени инвестиционного уровня России пришлось недолго. Уже в августе Fitch подняло ее рейтинг еще на одну ступень, в конце октября то же самое сделало Moody’s, а вчера к ним присоединилось и S&P.

Очередной шаг вперед страна сделала благодаря существенному сокращению госдолга и усилению финансовой мощи правительства, объясняют свое решение аналитики S&P. Кредитоспособность России в этом году кардинально улучшилась, отражая досрочную оплату долга Парижскому клубу, продолжающуюся аккумуляцию золотовалютных резервов и постоянный рост поступлений по счету текущих операций, подчеркивают они. Позитивная тенденция, по мнению агентства, сохранится и дальше – ее поддержат высокие цены на нефть, прежде всего российскую, марки Urals (в ближайшие три года она, как ожидается, будет стоить в среднем $42 за баррель). Агентство оценило также опережающий рост макроэкономических показателей (баланса бюджета и торгового баланса) и более существенный, чем планировалось, рост стабилизационного фонда.

Между тем по своим макроэкономическим и фискальным показателям Россия уже сейчас заслуживает рейтинга в категории А, утверждает Подгузов, и вполне соответствует уровню таких стран, как Тринидад и Тобаго или бывшие советские республики Литва, Латвия и Эстония. Кроме того, добавляет аналитик, российская модель развития имеет общие черты с Китаем, чей рейтинг по шкале S&P находится на уровне А-. Также думает и аналитик “Тройки Диалог” Александр Кудрин. “И желания, и финансовых возможностей расплачиваться по своим обязательствам у российского правительства достаточно”, – считает он. Но в агентствах предпочитают не торопиться. Дальнейшее повышение рейтинга сдерживают политические и институциональные риски, которые будут расти по мере приближения президентских выборов в 2008 г., подчеркивают аналитики S&P. На слабость политических институтов и институциональной системы указывают и их коллеги из Moody’s. Политическая неопределенность – главное препятствие, соглашается Подгузов, но как только будут подведены итоги выборов, рейтинг России может быть повышен до А-.