Бумага уходит в прошлое


Все начиналось совсем не так, как обычно начинают бизнес, тем более бизнес, который станет успешным. В 1981 г. 23-летнего Пита Кайта выгнали из института. Ему пришлось покинуть студенческий городок и перебраться в дом его бабушки, перевезя пожитки на арендованном фургоне. “Я отлично помню, сколько у меня оставалось денег, – $777”, – вспоминает он. Казалось, что без образования, работы и денег у Кайта не было перспектив. Но у него была одна многообещающая идея и бесплатный офис. “Бабушка отдала в мое распоряжение подвал, – рассказывает Кайт. – Верстак покойного деда я использовал как стол, отвоевав пространство у залежей рыболовных снастей”.

Кайт устроился работать менеджером в фитнес-центр, но вскоре заметил, что многих потенциальных клиентов отпугивает необходимость единовременно расстаться с крупной суммой денег, в которую бы им обошелся годовой абонемент. Чтобы решить эту проблему, он предложил более приемлемый вариант – разбить годовой платеж на 12 равных частей и ежемесячно выставлять клиентам счета.

Кайт написал небольшую компьютерную программу, позволяющую отслеживать платежи и выставлять счета. “Это нововведение очень понравилось клиентам, и прибыль фитнес-центра значительно возросла. Я понял, что эту систему можно применять и в других сферах”, – говорит Кайт.

В начале 80-х в США оплата физическими лицами любых счетов, например за газ или электричество, осуществлялась через почту с помощью банковских чеков. Получив счет, американцы просто выписывали чек на нужную сумму и отправляли его по почте. Получатель предъявлял чек банку, и тот списывал деньги со счета отправителя. Каждая американская семья получала десятки счетов в месяц и тратила не меньше 2–3 часов на то, чтобы заполнить и отправить все платежные документы.

Кайт придумал, как компьютеризировать процесс оплаты счетов и тем самым избавить американские семьи от лишних хлопот. Но прежде чем что-то начать, ему нужно было обзавестись собственным компьютером. В 1981 г. это было непросто для человека, у которого в кармане было менее $1000. Чтобы преодолеть это препятствие, он пошел на сделку с компанией – оператором доходного дома. Ему разрешили по ночам пользоваться их компьютером, а он написал программу, упростившую сбор арендной платы с жильцов. “Мы избавляем людей от необходимости использовать бумагу при финансовых операциях, – рассказывает Кайт. – Бумажные чеки должны остаться в прошлом”.

Постепенно его компания, названная CheckFree, начала обрастать клиентами, и ей стало не хватать чужого компьютера и бабушкиного подвала. Кайт обратился за помощью к венчурным капиталистам. Но до технологического бума 90-х оставалось почти 10 лет, и они отказали Кайту в финансировании. Консорциум страховщиков оказался более дальновидным и вложил в дело $3 млн.

Решающий прорыв произошел, когда Кайту удалось договориться с одним из первых провайдеров доступа в Интернет – компанией CompuServe. Однажды во время посадки на самолет Кайт случайно встретился с Джеффом Вилкинсом, президентом компании CompuServe. “Он летел первым классом, а я “экономом”, – вспоминает Кайт. – Я остановился в проходе, представился и рассказал о CheckFree. Мимо протискивались пассажиры с сумками. Джефф мог прогнать меня, но, к счастью, ему понравилась моя идея”.

Вскоре CheckFree стала принимать платежи у клиентов CompuServe. Но даже после этого идея электронных счетов прижилась далеко не сразу. Банкиры, сотрудничество с которыми было необходимо для создания действительно безбумажной системы, не хотели ничего менять. “Я обзвонил тысячи банков, и в каждом мне отвечали: “Клиенты не будут платить таким способом”, – вспоминает Кайт. – Но клиенты звонили нам и сообщали о своем желании оплачивать и другие платежи так же, как они оплачивали счета CompuServe”.

Чтобы опровергнуть скептиков, CheckFree открыла собственный сайт, через который каждый мог оплатить коммунальные услуги. В случае, если получатели платежа не имели необходимого оборудования для принятия платежа, CheckFree выписывала традиционные чеки от имени своих клиентов. По мере увеличения объема банки были вынуждены пересмотреть свое отношение.

“American Express отказывался внедрять нашу систему, – рассказывает Кайт. – Но каждый день мы появлялись у них в офисе с тремя коробками чеков. Им пришлось внедрить нашу систему – у них просто не было выбора”.

К середине 90-х начался интернет-бум, и число клиентов CheckFree значительно возросло, что привело к изменениям в бизнес-модели компании. Теперь их основными пользователями становились не физические лица, а банки и учреждения. Сегодня системы CheckFree действуют в Bank of America, SunTrust и Wachovia. В прошлом году в США было произведено 12 млрд электронных платежей, и система CheckFree была задействована в более чем 60% из них.

Через 24 года после появления на свет компания Кайта CheckFree превратилась в крупнейшего в мире провайдера систем электронных платежей с ежегодным оборотом $758 млн и рыночной стоимостью $4,3 млрд. Компания, офис которой теперь располагается в пригороде Атланты, обеспечивает миллионы пользователей технологией, которая позволяет им оплачивать через Интернет практически любые счета. (Использованы материалы FT.)