Терминальная ситуация


До последнего времени единственным элементом конструкции “Шереметьево-3” был памятный камень, торжественно заложенный зимой 2001 г. Уже тогда “Аэрофлот” торопился с запуском нового терминала, поскольку два существующих с нагрузкой не справлялись: в 2000 г. “Шереметьево” обслужило около 11 млн человек при пропускной способности в 9 млн. А в этом году перегруженное “Шереметьево” впервые уступило первенство “Домодедово”.

Но стройка “Шереметьево-3” стартовала только летом этого года, когда совет директоров “Аэрофлота” наконец определил точный список инвесторов и будущих акционеров “Терминала”. По решению совета сам перевозчик должен оставить себе лишь 30% акций оператора проекта, 25% плюс 1 акция продать “Шереметьево”, а оставшиеся 45% – Сбербанку и Внешторгбанку (ВТБ). В августе “Аэрофлот” подписал договор о намерениях с ВТБ, пообещав ему блокпакет “Терминала”. Сбербанку осталось меньше 20% в проекте. Как объяснил гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов, Сбербанк сам в начале года попросил такой пакет. Но предправления Сбербанка Андрей Казьмин заявил “Ведомостям”, что настаивает на паритете с Внешторгбанком и уже не согласен на меньшее.

Официального отказа от сделки с “Аэрофлотом” банк в компанию не направлял, говорит заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков. Однако заменить Сбербанк уже вызвался другой претендент – Внешэкономбанк (ВЭБ). “Нас устраивает доля в 20% [“Терминала”], это вполне солидный пакет”, – заявил в пятницу председатель ВЭБа Владимир Дмитриев. ВТБ и ВЭБ смогут совместными усилиями обеспечить финансирование “Шереметьево-3”, добавил он.

Самостоятельно “Аэрофлот” привлек на проект $130 млн. До конца января перевозчик должен закончить оформление этих инвестиций как вклада в уставный капитал “Терминала”. А в феврале – марте уже будут заключаться сделки по продаже его акций, уточняет Кошляков. Но пока Сбербанк официально не откажется от оферты “Аэрофлота” на 20% “Терминала”, другому претенденту они продаваться не будут, добавляет он.

Окулов на прошлой неделе заявил, что $130 млн “Аэрофлота” хватит как раз до марта. А глава ВТБ Андрей Костин в пятницу поторопил компанию с выбором партнеров: “Время идет, чем скорее состоится сделка, тем легче будет организовать финансирование”. Торопит “Аэрофлот” и чиновник Минэкономразвития, опасаясь, что сроки сдачи “Шереметьево-3” опять могут сдвинуться. Допускает такой вариант и первый заместитель гендиректора “Внуково” Виталий Ванцев: “Если к марту новых денег не будет, все будет зависеть от генподрядчика – турецкой Enka: согласится ли она временно взять на себя финансирование стройки”. Александр Ортенберг, технический директор компании Strabag, проигравшей Enka тендер по “Шереметьево-3”, уверен, что подрядчик пойдет навстречу “Аэрофлоту”. Два-три месяца под гарантии компании Enka сможет сама поддерживать стройку, вот только затянуться строительство может и в этом случае, замечает он. Самым жестким условием подряда были сроки сдачи объекта – октябрь 2007 г., так что Enka скорее всего в обмен на помощь попросит именно послаблений по срокам, считает Ортенберг. В Enka дать комментарии отказались.