Детская тайна


Карл IV в возрасте 10 лет, Эдуард VI в отрочестве, 15-летний щеголь Людовик XIII, его будущая жена – рыжеволосая Анна Австрийская пяти лет от роду, маленький красавец Людовик XV (единственное довольное детское лицо на выставке) и очаровательная подростковой угловатостью Маргарита Испанская (на превосходном золотящемся портрете, приписываемом Франсиско Игнасио де ла Иглесиа) – все они выросли, царствовали, оставили след в истории и вдохновили исторических романистов. В детстве к ним относились без умиления, не видели в них очаровательных пупсов и писали их портреты в уверенности, что предназначение ребенка важнее любых сантиментов. Так же сурово, свидетельствуют анонимные портреты, относились и к детям не коронованные, а просто богатые родители.

Выставка “Золотые дети. Детский европейский портрет XVI–XIX веков из собрания Фонда Янник и Бена Якобер (Мальорка, Испания)” состоит из 56 по-своему прекрасных портретов мальчиков и девочек, рожденных от венценосных и знатных родителей в те далекие времена, когда к детям относились не так тревожно, взыскательно и трепетно, как сегодня.

Хозяйка собрания Янник Якобер на пресс-показе увлеченно рассказывала о каждом маленьком герое картины, поминая, сколько детей было в его семье и сколько из них выжило. Получалось, что из многочисленных рожденных (часто по 10 у одних родителей) доживали да взросления единицы, даже в королевских семьях. Естественно, понятия самоценности детства как особой счастливой поры появиться тогда не могло.

О детской невинности тоже не было речи. Ребенок считался неполноценным взрослым, которого надо было долго учить и строго воспитывать, чтобы сделать из него человека. На старинных детских портретах рядом с мальчиком или девочкой часто изображали козлов, лошадей и собак, символизирующих природную необузданность, которую надо было укрощать с помощью кнута, тоже порой назидательно присутствовавшего в сюжете. Попугайчики на портретах появлялись не в качестве детской забавы, а как символ прилежного учения. Кроме того, венценосные дети были одеты по взрослой моде (до семи лет все носили платьица независимо от пола) и имели на портретах столь серьезное и значительное выражение лица, что смотреть на этих разодетых болванчиков с напряженно-мертвенными лицами сегодня скорее забавно и жутковато, чем умилительно. Но их облик, запечатленный на старых холстах, завораживает неразгадываемой тайной детства.

Несоответствие наших представлений об образцовом ребенке и мировосприятия художников, живших 300–500 лет назад, составляет интригу выставки, ее странную магию и несомненное обаяние. Ну и сама живопись, безусловно, притягивает. Коллекция Янник и Бена Якобер, которую они собирают много лет и с помощью спонсора – аукционного дома Christie’s – возят по миру, не пестрит именами великих художников, в придворных портретистах часто состояли не гении. Но даже не блистательно написанные старинные портреты детей, не знавших детства, наряженных в бархат, атлас и кружева, приставленных к символам власти, обреченных на своеволие, притягивают как подлинные свидетельства давней и непонятной нам жизни.

В зале музея, где проходит выставка, стоят столы, на которых лежат карандаши и листы с раскрасками на ее сюжеты. Эта полезная и принятая во всех музеях мира практика приобщения детей к большому искусству в случае “Золотых детей” имеет двойное дидактическое значение. Рассматривая картины, чтобы самостоятельно воспроизвести их фрагменты, нынешние, залюбленные родителями дети если не поймут, то почувствуют, как повезло им родиться в наше время и в своих семьях.

Выставка продлится до 15 марта