“Дочкам” “Роснефти” готовят замену


Нефтяная компания “Роснефть”, полностью принадлежащая государству, должна стать публичной. За счет продажи части ее акций государственный “Роснефтегаз” планирует погасить $7,5-миллиардный долг – эти деньги пошли на выкуп 10,7% акций “Газпрома”. Но перед публичным размещением акций “Роснефть” планирует получить по 100% акций в 12 основных “дочках”, чтобы увеличить стоимость собственных бумаг, объявила компания. Заседание совета по вопросу присоединения к “Роснефти” дочерних компаний состоится в конце декабря, сообщил вчера “Ведомостям” источник, близкий к совету.

Тем временем в крупнейших дочерних компаниях “Роснефти” уже начались структурные изменения. В начале ноября “Сахалинморнефтегаз” и “Пурнефтегаз” учредили одноименные дочерние компании – ООО “РН-Сахалинморнефтегаз” и ООО “РН-Пурнефтегаз”. А всем работникам “Пурнефтегаза” было предложено написать заявления об увольнении в порядке перевода их из “Пурнефтегаза” в ООО “РН-Пурнефтегаз”, сообщила вчера салехардская газета “Нефтяник Приполярья”. По аналогичной схеме будут действовать и другие 11 “дочек” “Роснефти”, участвующие в консолидации, сообщил представитель “Роснефти”. По его словам, интересы сотрудников при этом не пострадают.

В новые ООО планируется переводить и имущество дочерних предприятий “Роснефти”, рассказали “Ведомостям” два близких к совету директоров “Роснефти” источника. Первый вице-президент “Роснефти” Сергей Алексеев подтвердил “Ведомостям”, что часть имущества и средств ОАО “Пурнефтегаз” будет передана в ООО “РН-Пурнефтегаз”. Аналогичный процесс произойдет в некоторых других “дочках”. По словам Алексеева, речь идет об имуществе, которое необходимо этим ООО как операторским компаниям. После того как добывающие ОАО будут присоединены к “Роснефти” и ликвидированы, все геологические лицензии будут переоформлены на “Роснефть”, а ООО будут осуществлять операторские функции, уточнил первый вице-президент.

Директор по оценке корпоративного управления Standard & Poor’s Юлия Кочетыгова напомнила, что для передачи имущества, стоимость которого превышает 50% стоимости активов компании, необходимо одобрение собрания акционеров (причем “за” должно быть не менее 75% голосов). Все сделки с имуществом “дочек” и сам факт их присоединения прежде должны быть одобрены собранием акционеров каждой из “дочек” и собранием “Роснефти”, подчеркнул и Алексеев.

Но некоторые миноритарные акционеры “дочек” “Роснефти” видят в такой схеме консолидации дополнительный риск. “Вероятность вывода активов повышается, – говорит управляющий фондами Prosperity Capital Managеment Иван Мазалов. – Ведь дальнейшая судьба этого имущества будет решаться собственником ООО”. Но Алексеев уверяет, что все права миноритарных акционеров “дочек” будут соблюдены: они смогут либо обменять свои пакеты в “дочках” на акции самой “Роснефти”, либо продать их по цене оферты в соответствии с положениями закона об АО. “Это классическая схема консолидации, – считает руководитель финансового консалтинга “Технологии корпоративного управления” Алексей Москвин. – В итоге акционеры “дочек” получат акции “Роснефти”. От перевода имущества в 100%-ные ООО стоимость ее учредителя не снизится”.

Доля миноритариев во многих дочерних компаниях “Роснефти” может быть значительной: по консолидированной отчетности “Роснефти” за 2004 г. в “Пурнефтегазе” ей принадлежало 16,9%, в “Сахалинморнефтегазе” – 35,6%, “Краснодарнефтегазе” – 49,2%, “Ставропольнефтегазе” – 28,1%, Комсомольском НПЗ – 22,7%, “Юганскнефтегазе” – 23,2%.