Шкаф оказался пустым


Писатель боялся, что не удастся достоверно показать говорящих животных. С этим как раз все в полном порядке, поскольку режиссер Эндрю Адамсон, постановщик обоих “Шрэков”, достаточно поднаторел в обучении животных человеческой речи. С разнообразной мифической и просто лесной живностью аниматору, видимо, было общаться гораздо проще, чем с живыми людьми. Все четыре ребенка, исполняющие главные роли, совершенно не в состоянии конкурировать с волками, кентаврами, фавнами, минотаврами, грифонами и даже бобрами. В сущности, Адамсон сделал очередной мультфильм, в котором живые дети выглядят как куклы. Но не это стало главным ударом по книге Льюиса.

В сюжете романа “Лев, колдунья и платяной шкаф” много прозрачных христианских аллюзий. На них, собственно, все и построено. Два брата и две сестры, сыновья Адама и дочери Евы, попадают в волшебную страну Нарнию через платяной шкаф в доме эксцентричного профессора. Страной правит Белая колдунья, которая устроила вечную зиму и установила жесткий тоталитарный режим. Колдунья хочет погубить детей, которые согласно пророчеству положат конец ее правлению. Помочь детям должен волшебный лев Аслан, истинный повелитель и создатель Нарнии, который жертвует собой, но воскресает для решающей битвы.

Режиссеру Адамсону, как ни странно, удалось свести льюисовскую проповедь к минимуму. В киноверсии “Хроники” – даже не священное писание для маленьких, а просто приключенческая сказка, немного нравоучительная. Не особенно подчеркивается и время действия романа – Вторая мировая война (детей увозят из Лондона, который бомбят немцы). Впрочем, сходство воинственной колдуньи в исполнении Тильды Суинтон с валькирией довольно очевидно, особенно в сцене грандиозного сражения добрых и злых сил. Но так же очевидно и ее неожиданно комичное сходство со Снежной королевой.

А невероятное количество мифических зверей и явное обожествление природных сил делают фильм гораздо ближе к язычеству, чем к христианству. Даже лев Аслан превращается из христианского символа в обычное тотемное животное.

Так вышло, скорее всего, невольно. Очевидно, что ни у студии Диснея, вложившей в фильм $180 млн, ни у режиссера Адамсона никакой определенной концепции “Хроник Нарнии” не было. Задача была простейшая – по возможности корректно и безобидно освоить знаменитую книгу. Если Толкиен и Роулинг приносят неплохие деньги, что мешает сделать то же самое и с Льюисом?

И, в общем, схема действует. Почти $113 млн за две недели уже заработаны.

Правда, и “Властелин колец”, и “Гарри Поттер” в конце концов оказались не просто декоративным оформлением литературных источников. Причем в “кинопоттериане” смысл начал появляться только в последних двух фильмах. Возможно, то же самое произойдет и с “Хрониками Нарнии”. Благо есть где разгуляться – Льюис написал семь книг.