“Газпром” опасается


Кроме того, как стало известно “Ведомостям”, “Газпром” собирается заменить банк-кастодиан, который хранит зарезервированные под расписки акции. До сих пор эту функцию выполнял “ИНГ Банк (Евразия)”, российская “дочка” голландского ING Bank, а теперь, как сообщил источник, знакомый с планами BoNY, бумаги будут храниться в Газпромбанке. По его словам, о переводе акций будет объявлено в ближайшее время. Эту информацию подтвердили и источники с российской стороны. По словам одного из менеджеров “Газпрома”, новое спонсируемое депозитарное соглашение между монополией, BoNY и Газпромбанком предправления концерна Алексей Миллер может завизировать на днях. Затем оно будет отправлено на утверждение в ФСФР, уточнил он. Получить комментарии в “ИНГ Банке” вчера не удалось.

Долгое время обращение бумаг концерна было серьезно ограничено: доля государства в капитале “Газпрома” согласно закону о газификации не могла опускаться ниже 35%, иностранцам разрешалось владеть не более 20% газовой монополии, а сами акции торговались лишь на четырех российских биржах. Но скоро эти ограничения будут отменены – соответствующий законопроект уже прошел Госдуму и Совет Федерации.

Перспективы работы концерна на финансовом рынке в условиях либерализации рынка акций – основная тема очередного заседания совета директоров “Газпрома”, намеченного на 28 декабря. Именно в этот день, как ожидают сразу несколько менеджеров монополии, президент подпишет пакет документов о либерализации рынка акций “Газпрома”. Однако в концерне опасаются, что либерализация может оказаться бессмысленной.

Дело в том, что сейчас в виде депозитарных расписок может торговаться не больше 40% акций любой российской компании. Однако недавно глава ФСФР Олег Вьюгин не исключил, что максимальная квота будет изменена – до половины free float (количества акций в свободном обращении). Формально free float “Газпрома” – около 50%, и, если ФСФР изменит правила игры, квота для иностранцев составит 25%. Это перечеркнет всю либерализацию, опасается менеджер “Газпрома”, ведь иностранцам уже принадлежит 25–27% бумаг концерна.

Официально иностранцам, включая Ruhrgas (он владеет 6,5%), принадлежит 11,5% акций монополии. Но многие иностранные инвесторы становились владельцами газпромовских акций за счет серых схем. Их приобретали в интересах иностранцев российские фирмы. В недавнем интервью “Ведомостям” председатель совета директоров Объединенной финансовой группы Чарльз Райан говорил, что, по его оценке, около года назад иностранцы, за исключением Ruhrgas, контролировали 12,5% акций “Газпрома” (сюда входит и 3,5% обращающихся на Лондонской бирже). Однако, по подсчетам менеджеров “Газпрома”, с учетом серых акций у иностранцев находится 25–27% бумаг концерна. Либерализация подтолкнет владельцев серых акций конвертировать их в расписки, и квота окажется сразу же заполненной. “Газпром” собирается обсудить эту проблему с Федеральной службой по финансовым рынкам. В ФСФР о намерении “Газпрома” пока ничего не слышали.

Между тем многие иностранцы готовы покупать только АДР российских компаний: их выпуск и обращение регулируются западным законодательством, а обслуживающие программы расписок западные институты защищают инвесторов от инфраструктурных рисков. Но инвесторов замена “ИНГ Банка” на Газпромбанк не испугала. “Если бы речь шла о местных акциях, то их владельцам пришлось бы нести полный риск на кастодиана, – поясняет директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. – В случае с расписками значительная часть рисков ложится на плечи банка-депозитария (BoNY. – “Ведомости”)”. С ним согласен и директор Vostok Nafta Алекс Уильямс: “Основную роль играет иностранный депозитарий, выпускающий расписки, а кастодиан выступает его субподрядчиком”.