Каспийскую нефть ждут в Европе


В начале следующего года может начаться строительство трубопровода из Румынии в Италию – для поставки нефти Каспийского региона. Министры пяти стран – Румынии, Сербии, Хорватии, Словении и Италии собираются встретиться в январе в Риме для подписания соглашения о создании строительной компании. Трубопровод протяженностью 1500 км пройдет от черноморского порта Констанца (Румыния) до глубоководного порта Триест в Адриатическом море, на границе Словении и Италии. Оттуда нефть будут переправлять на танкерах в итальянскую Геную. По словам финансового консультанта проекта Генри Оуэна, нефть будет поставляться на НПЗ в Юго-Восточной Европе, Италии, Австрии и Германии. Предварительно стоимость проекта, включая реконструкцию порта Констанца, оценивается примерно в 2 млрд евро.

“Этот проект, как и все подобные ему, нужен для обхода проливов Босфор и Дарданеллы”, – говорит аналитик агентства Argus Media Александр Ершов. Турция давно жалуется на перегруженность проливов и периодически ограничивает транзит танкеров. По данным Reuters, прошлой зимой нефтяные компании, использующие этот маршрут, потеряли около $700 млн из-за пробок в проливах. Кроме того, по условиям безопасности через Босфор и Дарданеллы ограничен проход крупнотоннажных танкеров.

Чтобы обойти проливы, в 2002 г. началось строительство трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан протяженностью 1767 км. Нефтепровод, способный перекачивать 1 млн баррелей сырья в сутки, пройдет по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Труба уже частично заполнена нефтью, а в промышленную эксплуатацию ее планируют пустить весной 2006 г. Проект стоил $3,6 млрд. Уже 10 лет обсуждается проект строительства трубы из болгарского порта Бургас в греческий Александруполис. Предполагается, что нефтепровод будет доставлять российскую нефть из черноморских портов в порты Эгейского моря, но проект стоимостью около 783 млн евро все еще находится на стадии переговоров. “Ни одна компания пока не дала гарантий на поставку нефти по нему”, – поясняет аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Не состоялся и проект интеграции нефтепроводов “Дружба” и “Адрия”, после того как из него, испугавшись экологических проблем, вышла Хорватия.

Проблемы ждут и новый проект. Поставщики нефти могут не предоставить гарантии на прокачку сырья, полагает Ершов, а без этого банки не дадут денег на строительство. “Маршрут слишком протяженный, и стоимость доставки нефти по нему может быть очень высокой”, – говорит эксперт. А Нестеров из “Тройки Диалог” добавляет, что в густонаселенной Европе для постройки новых терминалов будет непросто найти место, могут воспротивиться строительству и экологи. (Использованы материалы FT.)