Куда уходят 10% ВВП


Контролировать госзакупки будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), заявил вчера замминистра экономического развития Андрей Шаронов. По его словам, министерство уже подготовило проект соответствующего постановления правительства и разослало его на согласование в заинтересованные ведомства. Сейчас контролировать закупки должно само Минэкономразвития, но проведенная в 2004 г. административная реформа запретила министерствам заниматься надзором и контролем, пояснил Шаронов. Нет у ведомства Германа Грефа и необходимых для эффективного контроля полномочий, цитирует Шаронова “РИА Новости”: чиновники могут лишь запрашивать у госзаказчика информацию по закупкам и при выявлении нарушений рекомендовать ему отменить итоги конкурса. “Фактически контроль за госзакупками осуществляет прокуратура, но это самые крайние случаи”, – шутит чиновник московской мэрии.

Полномочия ФАС будут более обширны: служба сможет проводить проверки, выносить госзаказчикам предписания, приостанавливать процедуры закупок и передавать материалы в прокуратуру, рассказал Шаронов.

Антимонопольная служба уже занимается контролем за госзакупками. Например, удмуртское управление ФАС возбудило дело против правительства Удмуртии и автобазы правительства и президента республики, обнаружив, что чиновники пополняли автопарк без проведения конкурса. В 2004 г., по данным УФАС, приводимым агентством Regnum, было приобретено 11 автомобилей Toyota Camry и Lexus на сумму $364 810, а в 2005 г. – два авто на сумму $190 648. Месяц назад дело было приостановлено для проведения дополнительной проверки.

Порядка 80% нарушений закона о конкуренции при госзакупках дискриминирует одних поставщиков, предоставляя другим необоснованные преференции, поясняет начальник департамента ФАС Михаил Евраев. Если один из поставщиков жалуется на искажение конкурентной среды заказчиками-чиновниками, то ФАС может проверять условия госзакупок уже сейчас, говорит он.

Впрочем, правительство может и не согласиться с идеей Минэкономразвития – она может вызвать возражения некоторых региональных администраций и других федеральных ведомств, замечает один из подчиненных Германа Грефа. Альтернативный вариант, по его словам, – передать эту функцию Росфинмониторингу, но тот согласен контролировать только правильность проведения процедур, а не эффективность использования бюджетных денег.

Между тем сами процедуры госзакупок с 1 января 2006 г. сильно изменятся. Новый закон обязывает чиновников публиковать в Интернете условия закупок. По словам Евраева, эти объявления будут доступны в рамках интегрированного портала и компаниям “не придется просматривать тысячи газет”. Кроме того, исключается процедура “предварительной квалификации” – сейчас она позволяет госорганам так составить требования к поставщикам, чтобы участвовать в процедуре могли только “свои”, говорит Евраев. Наконец, большинство закупок чиновники должны будут проводить на аукционах, где побеждает поставщик, предложивший минимальную цену. Закон устанавливает “одинаковые правила игры” для всех уровней власти, радуется начальник управления госзакупок администрации Ростовской области Герман Лопаткин, но признает, что с электронной публикацией объявлений могут возникнуть проблемы, ведь “не везде есть качественная телефонная связь и доступ в Интернет”.

Новый закон и контроль за процедурами закупок позволят государству экономить порядка $5 млрд ежегодно, т. е. около 10% от суммы расходов на госзакупки, полагает Евраев: “Всю коррупцию мы не искореним, но снизить вдвое – реальная задача”. Правда, по данным председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, откаты составляют минимум 40% при покупке государством любой техники – от медицинской до компьютерной. По данным ОЭСР, введение прозрачной процедуры закупок в колумбийском Минобороны позволило снизить расходы на 47%, а в Бразилии процедура закупок через Интернет снизила затраты бюджета на 20%.