УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Эффективность Рождества


Недавно мне в руки попала одна внутренняя докладная записка Министерства финансов. Не знаю, подлинная она или нет, но говорится там следующее. Вы запрашивали отчет об экономической эффективности предстоящего Рождества. Вы знаете, что Рождество и Новый год выпадают в этом году на воскресенье, следовательно, понедельник, 26-го, вторник, 27-го, и понедельник, 2 января, объявлены выходными. Промышленное производство в эти дни остановится и возобновится в среду, четверг и пятницу. Такой же эффект ожидается в сфере услуг и государственном управлении.

То, что обычные люди называют “рождественской лихорадкой”, Национальному бюро статистики известно как сезонные искажения. По существу, это чисто механическая процедура, производимая компьютерами, которые не только не празднуют Рождество, но и не знают о его существовании. В декабре они делают вывод, что происходит нечто необычное, и вносят соответствующие коррективы.

Сезонные факторы означают, что продажи непищевых товаров могут в декабре быть на 30–40% выше, чем в среднем по году, а продажи пищевых товаров – на 10–15% выше. В Великобритании разница между показателями промышленного производства за разные месяцы может достигать 15%. Декабрьские показатели не самые низкие – рост потребительского спроса поддерживает предложение. Вы спрашивали о влиянии на производительность. Максимальная совокупная факторная производительность достигается, когда затраты труда и капитала остаются неизменными в течение длительного времени. Значительные изменения в затратах труда из-за отсутствия большей части населения на работе уменьшает совокупную факторную производительность.

Действие этих факторов усиливается феноменом, известным среди экономистов как “эффект Уолдфогеля”. Процесс приобретения товаров от имени третьих лиц (т. е. покупки подарков) требует больше временных затрат и плохо отражает индивидуальные запросы конечного потребителя (т. е. получателя подарка). Речь идет, к примеру, о галстуке, подаренном вам тещей, – для вас его ценность может оказаться ниже, чем та сумма, которую заплатила за него теща. Профессор Джоэль Уолдфогель даже подсчитал примерные потери всей американской экономики от рождественской скупки ненужных товаров. Таких проблем не было бы, будь человек рациональным существом, но ни ваша теща, ни вы – не рациональные существа.

Конкретные предложения. Постепенная отмена Рождества могла бы способствовать повышению ВВП на 1%. Второй вариант – более равномерное распространение периодов снижения производительности по календарному году. В соответствии с установкой на мультикультурность следует поощрять более широкое признание Хануки, Рамадана и других праздников. Но важно соблюдение принципа: одно домохозяйство – один главный годовой праздник. Возможно также резкое снижение суммы, после которой подарки облагаются налогом. Это также снизит неэффективные издержки праздничного периода.

На обратной стороне кто-то из сотрудников написал: “Эти люди рассуждают об экономических эффектах так, как будто экономика – это самоцель, а не средство. Как они надоели. Пусть лучше пропустят хоть один рабочий день, а еще лучше – стакан”.